Как наладить бизнес, или что нужно делать, чтобы улучшить его

как наладить бизнес

На тему как наладить бизнес, я уже писал в статье о том, как организовать свой бизнес. Но, так как наладить бизнес — не самая простая вещь, вернемся к этой теме еще раз. В будущем, наверное, будем возвращаться еще. В сегодняшней статье я поделюсь мнением о том, как наладить бизнес с точки зрения его систематизации, т. е., разделение бизнес процессов на несколько подсистем и их интеграция и организация.

Хотелось бы отметить (хотя для вас это, читатель, с точки зрения ведения собственного дела может оказаться малозначительным),  что данную статью разместил в рубрику «Начало бизнеса«, а не «Ведение бизнеса», хотя, наверное, второе было бы правильнее. Но, считаю, что нужно наладить бизнес процессы еще в самом начале своего дела — поэтому и статья в «Начало бизнеса». Хотя, понимаю, что для совсем начинающего предпринимателя это не самая простая задача, но стремиться нужно именно к этому.

как наладить бизнес

Как наладить бизнес, или что нужно делать, чтобы его улучшить?

Какие бизнес процессы нужно наладить?

Во-первых, важно отметить, что бизнес является единым целым, и разделение его на отдельные элементы делается с практической точки зрения. Верно, что существуют разные бизнес процессы, с разными промежуточными задачами и целями, но очень взаимозависимые, и, в итоге все равно отвечающие за единый результат — прибыль. Прибыль, ведь, конечная цель любого бизнеса, это не обсуждается.

Итак, какие бизнес системы нужно наладить? Перечисляю некоторые:

  • Система организации работы в бизнесе;
  • Система мотивации и управления персоналом;
  • Система коммуникации на предприятии;
  • Система коммуникации с клиентами (существующими и потенциальными);
  • Система слежения за конкурентами и рынком;
  • Система обучения, роста и развития;
  • Системы, тесно связанные со спецификой конкретного бизнеса.

Список, конечно, не исчерпывающий. Все эти процессы, по сути, являются частью какого-то более глобального бизнес процесса, который мы пытаемся наладить. Например, обучение персонала и коммуникации в организации — часть HR, слежение за конкурентами и рынком — маркетинг, и т. п.

Это я к чему говорю? Да к тому, что очень важно вот так провести систематизацию своего бизнеса до последнего звена, и улучшать каждое из них. Одно слабое звено может плохо отразится на бизнес в целом. Также как, например, если какая-то одна часть автомобиля выйдет из строя, он не поедет. Это и есть взаимодействие в системе. Заменив одну часть автомобиля, вы починили целую систему — машина поехала. Точно так же может быть и в бизнесе; системы так устроены — много элементов, одно целое.

И опять же, зачем я это все рассказываю? Статья ведь о том, как наладить бизнес. Чтобы грамотно наладить бизнес, друзья, важно понять его как систему, разложить по полочкам и рассматривать каждый отдельно взятый бизнес процесс как возможность для налаживания и улучшения бизнеса в целом.

Как систематизировать и улучшить бизнес?

Чтобы помочь вам систематизировать свой бизнес, я сделал небольшой опросник, ответив на который, сможете более глубоко понять все бизнес процессы в вашем собственном деле. Не думайте, что для этого нужна какая-то особая подготовка или ресурсы. Все что нужно — голова на плечах :-).

1. Что ИМЕННО вы делаете в своем бизнесе? Как ИМЕННО устроен ваш бизнес и/или отрасль?

Например, у вас магазин по сбыту бытовой техники. То есть, вы занимаетесь продажами техники. Что это означает? Это значит, что вы должны закупить эту технику (или, может, произвести, если вы производитель), привезти в свой магазин, привлечь потенциальных клиентов, продать (!) им, доставить товар, обеспечить сервисное обслуживание. То же самое, другими словами: найти поставщика (обеспечить каналы коммуникации с ними), организовать логистику, проводить маркетинг, организовать продажи,  организовать вторичную логистику, сервис и поддержку клиентов. Плюс, параллельно, контролировать работу сотрудников, следить за тенденциями рынка, поведением конкурентов, и т. д.

Я набросал простой пример, и вот как получилось. Каждый из этих процессов, скорее всего, имеет свои подпроцессы, скажем так. Например организация продажи может подразумевать, что вам придется, в частности, обучать своих сотрудников продажам. Ну, скажем, я не могу знать, может они профессионалы :-). Или, что понятно, что в плане маркетинга надо обдумать, как и где будете рекламироваться. Ну и так далее. Вот вам и определенная систематизация бизнеса.

2. Какой из процессов имеет самое существенное влияние на прибыль в моем бизнесе?

Тут, скорее, сразу понятно, но тем не менее. Сразу понятно, потому что, я считаю что в любом бизнесе самое важное — маркетинг. Привлечение новых клиентов и удержание старых. Суть вопроса больше в том, какой фактор на втором, третьем месте, и так далее. Первое я уже отдал :-). Рейтинг какой-то составить. В общем, надо понять взаимосвязи всех этих процессов, и определить приоритеты. Вот что имел в виду. Так лучше звучит :-).

3. Как можно улучшить приоритетный на данный момент бизнес процесс?

Вы составили рейтинг (в котором маркетинг всегда заранее на первом месте, я вас предупреждал :-)), и начинаете реально думать, как наладить бизнес процесс? Именно тот, который является приоритетом. Ищете решения, как можно больше. Как вы смогли наладить один бизнес процесс, вы уже начали налаживать бизнес в целом. Далее, следующий процесс — и так далее, и так вокруг. Даже тем самым, что вы лучше понимаете, как устроен ваш бизнес и как бизнес-процессы взаимодействуют между собой, вы уже сделали огромный шаг к грамотной организации вашего бизнеса, не сомневайтесь.

Простой пример: допустим, вы грамотно наладили работу с базой клиентов, и они к вам возвращаются снова и снова. Понятно что, вы получите больше продаж и больше прибыли. Но и другие бизнес процессы улучшатся (если вы, конечно, не делаете громких ошибок в других частях системы  вашего бизнеса). Например, больше прибыли, больше бюджет на маркетинг — лучший маркетинг. Больше продаж (и чаще), значит, накапливается опыт, а тем самым и мастерство у ваших продавцов. Больше постоянных клиентов у вас означает более стабильное сотрудничество для поставщиков тоже — вы будете у них иметь приоритет. Ну и так далее.

Это очень грубый пример, конечно, но просто для наглядности. Каждый элемент системы улучшает систему в целом, это закон физики. А в том, что бизнес, это система, сомневаться не стоит. Повторю самую суть: найти самые нижние звенья в бизнес процессах и улучшать каждое из них, по приоритетности.

4. Что-то улучшилось? Что именно? Как это измеряется?

Конечно, надо следить и измерять результаты всех этих «улучшений». Вдруг это не улучшения для вашего бизнеса? :-) В общем, как всегда говорил — контроль и анализ, друзья. Только так вы можете быть уверены в том, что вы на правильном пути, и сможете наладить свой бизнес.

Налаживаем основные бизнес системы в своем бизнесе

Давайте вернемся к нашему списку из основных бизнес систем и процессов, который я выложил выше и обсудим его подробнее. Пункты в этом списке обязательны для выполнения в любом бизнесе. Правда, с различной степенью приоритетности в разных бизнесах. Не думайте, что там громкие слова, и что это сложное занятие. Как наладить бизнес, в самом деле, не такой уж непреодолимый вопрос.

Все что нужно (с точки зрения сегодняшней статьи), это создание определенных правил и схем, по которым и будет выполнятся работа в вашем бизнесе. Ну, организация предприятия, если вам больше по душе. Проще говоря, должен быть какой-то внутренний распорядок. То есть, не пускайте все на поток. Я не могу вам здесь рассказать, как это должно выглядеть. Тем более, не все бизнесы одинаковые, вернее — совсем разные. Но одно могу сказать: бизнес нужно начать с тем, что ВЫ еще в самом начале  должны определить правила игры в вашем бизнесе, и следить за их соблюдением.

Это вы должны сказать (и задокументировать, естественно), по каким критериям оценивается результат, какая зона ответственности каждого,что, как, кем и когда выполняется, и т. п. И это касается всех пунктов этого списка. Просто внесите ясность в работе. Вот и все. Конечно, теория теорией, и на практике все по-другому, но тем не менее.

Итак, подытожим: Самый простой способ наладить бизнес — систематизировать отдельные бизнес процессы в своем бизнесе и улучшать каждый из них. Иными словами, наладить бизнес — это, в первую очередь, понять взаимодействие и влияние друг на друга разных процессов, а  потом грамотно и предельно ясно организовать правила их выполнения таким образом, чтобы это привело к улучшению всего бизнеса.

Наверное, можно делать и по-другому. Может быть, в крупном бизнесе позволяется налаживать бизнес прямо вверху, не знаю. Но для малого и микро бизнеса, уверен, нужно начинать налаживать бизнес с самых низов. Таково мое мнение. А ваше?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*