Описание бизнес модели

На очереди новый раздел бизнес плана: «Описание бизнес модели«. Сегодня расскажем почему и как нужно составить очередную часть бизнес плана. И пусть она кажется не такой очевидной, в какой-то степени повторяющейся — в профессиональном (и не только) бизнес плане, это необходимая часть. Хотя бы потому, что это даст новый взгляд на вашу идею малого бизнеса и перспективы ее улучшения.

описание бизнес модели

Пример бизнес-модели (Остервальдер)

Почему нужен раздел «Бизнес модель» в бизнес плане?

Анализ процесса составления бизнес плана показывает связь между бизнес планом, как продукт этого процесса, и бизнес моделью как отправной точки любого процесса планирования. Бизнес-модель лежит в основе бизнес плана, и может даже упростить сам процесс планирования основных направлений бизнеса. По крайней мере основные расчеты затрат, доходов и рентабельности можно будет увидеть через бизнес модели.

Бизнес-модель сосредоточена на четырех основных элементах бизнеса: клиенты, предложение, инфраструктура и финансовая устойчивость. Эти элементы подробно рассматриваются  в бизнес плане.

Легче начать планировать, если у нас есть основа. С помощью бизнес модели, в процессе планирования наше внимание будет сосредоточено на правильных вещах.

И, конечно же, проще будет убедить инвестора в выгодности вложения, если будет представлена работающая бизнес модель, которая сделает бизнес прибыльным.

 

Что такое бизнес-модель?

В качестве формального будем использовать определение из книги «Business Model Generation – Alexander Osterwalder & Yves Pigneur»:

Бизнес-модель описывает, как бизнес создает, приобретает и поставляет ценности.

Описание бизнес модели: на какие вопросы она должна дать ответы?

Для облегчения завершения этой части бизнес планирования, попытаемся классифицировать основные вопросы, на которые вы, как предприниматель должны ответить.

  • Какие сегменты рынка будет обслуживать бизнес, или, кому вы будете продавать свой товар или услуги?
  • Какую ценность или выгоду будет предлагать бизнес?
  • Как и чем будет представлена эта ценность рынку? Это простой ответ на вопрос, как ваш продукт и / или услуга попадет во внимание каждого сегмента, который вы определили выше. Обратите внимание на то, что различные сегменты могут предпочитать различные каналы доставки.
  • Какие будут отношения с потребителями? Как до, так и после продажи продукта или услуги, бизнес должен поддерживать определенные отношения с потребителями. Ответ на этот вопрос должен быть дан здесь.
  • Какой будет доход? Доходы — это результат процесса поставки ценности потребителям и получение за эту ценность деньги. Для этого нужно спроектировать размер каждого сегмента и его доли на рынке. Примечание: здесь используйте только предположения и прежние ваши знания, а полный анализ рынка вы сделаете позже.
  • Что вам нужно для того, чтобы поставлять ценность, которую вы предлагаете, на рынке? Здесь входят все те ресурсы, которые ваш бизнес должен иметь, чтобы успешно производить и распространять ценности для потребителей. Это могут быть люди, оборудование, знания, технологии или что-нибудь другое. Все должно быть перечислено в данном подразделе.
  • Что вы должны сделать, чтобы реализовать эту ценность на рынке? Вы должны предпринять разные активности для выполнения основной задачи; производства и доставки ценности. Например, производство, маркетинг, продажи …
  • Кто ключевые партнеры в бизнес-процессе? Вы не одиноки в этом процессе. У вас есть поставщики, инвесторы, консультанты, партнеры …
  • Что такое экономическая структура бизнеса? Все предметы, входящие в определенную бизнес-модель, создает или имеют какую-то стоимость. Лучше всего еще  в этом разделе разработать экономическую структуру, чтобы определить возможные затраты, хотя, безусловно, в финансовой части бизнес плана будут подробности.

 

Переосмысление бизнес модели

Вы должны знать; бизнес-модель, как и бизнес-план, могут меняться. Это цикл, который обеспечивает постоянное совершенствование вашего бизнеса.  Без него бизнесу будет сложно развиваться. Тем более, в сегодняшнем темпе развития всех сфер – постоянные изменения просто необходимы, и бизнесу в том числе.

В следующий раздел >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*