Оценка и управление рисками

Современный бизнес план, как средство для запуска бизнеса на пути к успеху должен включать еще один элемент — и это риск. А оценка и управление рисками — неотъемлемая часть ведения бизнеса.

Для начала, задайте себе вопрос; Будет ли бизнес план развивать свой потенциал без надлежащего анализа, оценки и управления бизнес рисками? На мой взгляд, нет.

Оценка и управление риском

Оценка и управление риском

 

Мы можем планировать и прогнозировать, что и каким образом будет происходить в нашем бизнесе, иногда даже очень тщательно. Но не всегда и не все в наших руках. Есть много внешних факторов, когда речь идет о предпринимателе и бизнесе, которые оказывают влияние на реализацию запланированных действий, а также на результаты этой работы. Именно эти факторы нужно смотреть через призму риска, для того чтобы грамотно организовать процесс управления рисками в ходе реализации бизнес плана.

 

Что такое риск, с точки зрения оценки и управления рисками?

Риск, это возможность появления нежелательных обстоятельств и опасных последствий.

Основные характеристики риска

1. Риск частично неизвестен – он привязан к будущему. Работа предпринимателя было бы слишком проста, если вы можете легко предсказать риск.

2. Риск меняется с течением времени.  Бизнес работает в динамичной среде, мы не можем ожидать, что риск будет стабилен и одним и тем же.  Стабильность тут проявляется только в том, что по умолчанию риск всегда будет существовать.

3. Риск часто нельзя предсказать. С другой стороны, есть риски, и очень даже немало, которых мы можем предсказать на основе системного подхода управления бизнес рисками.

4. Риском можно и нужно управлять. На основе дополнительного анализа соответствующих элементов, бизнес может направлять ресурсы для устранения или снижения риска в соответствующей области, где он, как ожидается, произойдет.

 

Управление рисками

Управление риском нельзя рассматривать как статический процесс, а как интерактивный, в котором информация будет постоянно обновляться, анализироваться, и на основе этого анализа будут предприниматься действия. Вся информация и анализ должны  пересматриваться регулярно.

Процесс управления рисками будет включать в себя следующие элементы:

  • Определение зон риска — Где самый большой риск?
  • Определение показателей риска — Каков риск?
  • Отслеживание зон риска – Когда и как появляются показатели риска?
  • Принятие конкретных мер по борьбе с рисками — Что мы должны делать?
  • Мониторинг принятых мер —  Приняли ли мы правильные меры?
  • Ревизия – Какие результаты мы получили? Можно ли что-нибудь улучшить? Есть ли потребность в новых показателях?

 

Что должно быть включено в бизнес-плане?

Теперь давайте разберем, что и как мы должны включить в своем бизнес плане;

1. Определение зон риска

Зоны риска могут быть определены различными способами. Но для начала вы можете использовать следующее разделение:

  • Риск с точки зрения ценности Вашего предложения (продуктов и / или услуг);
  • Риск с точки зрения расходов;
  • Риск с точки зрения доходов;
  • Риск с точки зрения потребителей;
  • Риск с точки зрения отношений с потребителями;
  • Риск с точки зрения каналов сбыта;
  • Риск с точки зрения некоторых ключевых ресурсов и
  • Риск с точки зрения ключевых партнеров для Вашего бизнеса.

Не обязательно, что риск будет во всех областях и что риск будет одинаковой  интенсивностью. Зато вы на основе анализа отрасли, в которой находится ваша компания и на основе бизнес модели должны решить, в какой из этих областей есть риск и что нужно предпринять.

Оценка и управление рисками вашего бизнеса

Оценка и управление рисками: определение зон риска

2. Определение показателей риска

Показатель риска является своего рода мерой, которая должна сказать нам о том, появился ли риск в указанные зоны риска.

Возьмем пример; Риск с точки зрения каналов сбыта, может быть задержка доставки продукции в течение как минимум 3 дней.  Это уже индикатор, что что-то происходить не так и что мы должны реагировать.

 

3. Отслеживание зон риска

Цель этого этапа процесса управления риском заключается в том, чтобы заблаговременно определить наличие показателя риска и предпринять действия в самой ранней фазы процесса.

Например, если доставка задерживается более чем на 3 дня, мы знаем, что риск оправдан и должны перейти к следующему шагу (ждать еще 3 дня, чтобы хоть как-то отреагировать, в надежде что все наладиться, будет неверным решением).

В этой части бизнес-плана для каждой зоны риска и для каждого индикатора лучше всего создать систему мониторинга путем делегирования обязанностей.

 

4. Действие

Как только появился риск, необходимо перейти к выполнению конкретных мероприятий, дабы уменьшить или полностью исключить влияние риска на функционирование бизнеса или выполнение бизнес плана. Также, стоит подумать над тем, как эти риски могли бы быть предотвращены в будущем.

Продолжая пример с задержкой доставки  более чем на 3 дня, как возможные действия можно рассматривать следующие:

Извинение за задержку потребителю;

Определение конкретных причин задержки;

Анализ причин задержки;

Отстранение этих причин;

Рассмотрение альтернативных каналов доставки …

В этой части бизнес плана по каждому показателю и по каждой зоне и риска стоит попытаться стандартизировать все возможные активности. Мы не можем ожидать, что они будут окончательными. Конкретная ситуация приведет к конкретным действиям, но для быстрого реагирования  достаточно иметь некоторую структуру возможных мероприятий и обязанностей.

 

5. Мониторинг принятых мер

Поскольку управление рисками является динамическим процессом, мониторинг обязательно должен быть его частью — чтобы убедиться в ликвидации данного вида риска в будущем. Также стоит обратить внимание на то, чтобы освобожденные ресурсы, после ликвидации одного риска, были направлены на борьбу с новыми рисками.

К выше приведенному  примеру, мониторинг должен ответить на следующие вопросы:

Приняты ли извинения?

Были ли повторные случаи просрочки после устранения причин?

Обеспечивают ли новые каналы доставку в срок?

6. Ревизия

И, последний шаг, который необходимо запланировать – это кто, когда и как в вашем предприятии будет проводить аудит зон и индикаторов риска.

Перейти в следующий раздел>>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*