Контекстная реклама в интернете — второй из базовых способов привлечения клиентов на сайт и в свой бизнес. Кроме контекста, напомню, мы рассматривали и SEO.

Начнем с небольшого сравнения двух каналов.

Если совсем коротко, то в большинстве случаев SEO – это дешевле, но дольше, а контекст быстро и дорого :-).

Для тех, кто вообще не понимает, о чем речь, смотрите картинку ниже.

SEO – это т. н. естественная выдача поисковых систем, куда можно попасть условно бесплатно (условно, потому что надо платить специалисту, который будет заниматься сайтом, конечно, но в отличие от контекстной рекламы — в целом нет других расходов).

Контекстная реклама — это именно «реклама», а она, как известно, только платная 🙂 Есть бюджет, хоть завтра можете попасть на первые позиции. На страницах выдачи показывается она обычно выше и ниже обычной выдачи (хотя в последнее время были попытки вклинить ее и между «обычными» ссылками).

Какие есть системы контекстной рекламы?

Это общеизвестная информация, думаю, но будет как-то неполноценно, если их не упомянут)

Две самые главные для российского рынка:

  • Яндекс.Директ;
  • Google Ads (раньше AdWords).

Существуют и другие более мелкие, но роль их незначительна.

Большой разницы между ними нет, если говорить о построении работы самых систем и принципах работы с ними. Кроме, пожалуй, интерфейсов, они очень разные.

Как устроен контекст?

Контекст устроен на основе аукциона. Не будем сейчас вдаваться в подробности этого аукциона, их несколько (сейчас для Яндекса например работает VCG-аукцион), для нас важно понять, что суть его в том, что кто больше заплатил, тот и выше находится.

Справедливости ради подчеркну, что это не совсем так: есть и другие факторы, которые влияют на позиции в контекстной рекламе, прежде всего качество объявлений и сайта. Тем не менее, поднимая ставку, вы можете перебить всех, имея при этом не самое качественное объявление или сайт. Иными словами, только за счет больших бюджетов вы можете быть выше всех, а вот сделать это только за счет качества сайта и объявлений — нет. Так что, в итоге, бюджет и высокие ставки все равно имеют самую определяющую роль.

Сколько стоит контекстная реклама?

Если мы говорим о создании и запуске рекламных кампаний специалистом, то это может стоит от 5000 руб. до нескольких сотен, в зависимости от объемов и специфики кампании, компании, сайта и ниши, а также от ценника подрядчика 🙂 При этом прямой связи между качеством работы и стоимости названной исполнителем или подрядчиком, к сожалению, на рынке нет. Если сказать прямо, нет гарантий, что реклама сделанная за 200 т. р. будет лучше чем та, что за 20 т.р.

Ежемесячное сопровождение тоже стоит по-разному, иногда это процент от бюджета.

Но это не главная статья расходов по контексту. Главное — это сам рекламный бюджет, т. е. те деньги, что вы будете платить Яндексу или Гуглу, а не специалисту (-ам).

За что конкретно вы платите Яндексу и Гуглу?

Вы платите за переходы на ваш сайт. Перешли на ваш сайт по ссылкам из контекстных объявлений — заплатили столько-то рублей. Каждый переход стоит определенную сумму. Сколько? Зависит от конкурентов. Помните ведь, что это аукцион.

Если хотите быть на первом месте, должны заплатить больше, чем платит тот, кто сейчас на первом месте — все просто.

Хотя не все так просто, я уже говорил, что не одна цена ставки все же все решает, но она самая важная, и для упрощения будем говорит так.

Правда, есть еще и аукцион по количеству показов, а не по переходам, когда вы платите за то, что вас показали, вне зависимости от того, перешли ли на сайт или нет. Но он гораздо менее востребованный и эффективный для большинства ниш, так что его рассматривать не будем.

На какой бюджет в итоге можно рассчитывать?

Это вопрос без ответа. Зависит от тематики и выбранной стратегии.

Есть ниши, правда редкие, где и 10 т. р. в месяц достаточно, и есть, где и 10 млн. мало.

От стратегии тоже: вам нужно постоянно быть первыми или у вас и так ограниченные ресурсы, и после получения 10 заявок вы остановите рекламу? Так что действительно нельзя ответить какой бюджет вам достаточен.

Но я могу сказать, что нужно рассчитывать на тот бюджет, который вам по силам, и начинать. А там уже по результатам и будете принимать решения. Это лучший вариант.

Как делается контекст?

Алгоритм такой (если совсем в общих чертах):

1. Маркетинговая проработка

Для контекста это очень важно, потому что, как вы помните, вы платите за каждый переход на ваш сайт. И нужно извлекать максимум выгоды от каждого посетителя, чтобы бизнес стал прибыльнее. Это, конечно, надо делать в любом случае, но в контексте это напрямую связано с деньгами, вот что :-). Если вы не сталкивались с маркетинговой проработкой (а как же так, а? :-)), то вам сюда, сюда и сюда. И это как минимум.

2. Семантика

Семантическое ядро (для тех, кто не в курсе) – это список всех поисковых фраз, которые ваши потенциальные клиенты могут использовать в поисках вашей продукции или предложения в интернете. Чем больше вы соберет фраз, тем лучше.

3. Объявления

На основе собранных поисковых (ключевых) фраз пишутся объявления. Обязательно должна быть соблюдена цепь «ключевая фраза — объявление — посадочная страница». Имеется в виду, что по фразе «купить смартфон нокиа», вы должны писать объявление в стиле «Продажа смартфонов Nokia + дополнительные выгоды и призывы», а не просто «Смартфоны тут». А ссылка объявления должна вести на каталог бренда Nokia, а не просто на главную или любую другую страницу сайта.

4. Настройка

После того как у вас есть готовые объявления, загружаете их в систему и переходите к настройкам самой системы (Яндекс Директ или Гугл Эдс). Можно сразу в системе и писать объявления, но для больших объемов это очень неудобно — лучше написать и загрузить готовые через excel-файл. Настроили – запускаем.

На этом работа на самом деле не заканчивается, за кампаниями нужно следить и оптимизировать, в первое время точно. Это сэкономить вам денежку 🙂

На самом деле, это очень обобщенное описание процесса создания контекстной рекламы, и там очень много тонкостей. Но это повод для другой статьи :-).

Итоги

Закончу тем, чем и начал. Контекст — второй по важности канал привлечения клиентов из интернета. По крайней мере, на мой взгляд, возможно SMM-щики так не думают :-). Зависит от тематики, на самом деле.
Использовать контекст в бизнесе можно, только если это окупаемые вложения. Ведь на самом деле есть настолько перегретые ниши, что рекламу даже сложно окупить, поверьте. Но для всех остальных — рекомендую!

Автор:

Игор Ивчевски

Предприниматель, Маркетинг-аналитик, Специалист по "pre-click" маркетингу в Интернете.
Все публикации автора
Спасибо, что прочли статью! Если сочли её полезной, пожалуйста, поделитесь ссылкой в соцсетях или мессенджерах:


Подпишитесь на полезную рассылку

Каждую неделю я буду присылать Вам на Ваш почтовый ящик полезные бизнес материалы: практические советы, инструменты и инструкции. Они помогут Вам увеличить прибыль от своего бизнеса или уменьшить риски в его начале.

Подробнее о рассылке

Никакого спама! Вы можете в любой момент отписаться от рассылки. Но я уверен, что Вы не захотите этого :-). Просто потому что я буду стараться быть полезным для Вас и Вашего бизнеса.

Также рекомендую почитать: