Как управлять бизнесом

Как управлять бизнесом – вопрос, о котором каждый предприниматель должен задуматься. Чтобы избежать путаницы, напомню, что уже говорили о том, как вести свой бизнес, где обращалось внимание на самые важные внутренние, назовем их так, бизнес процессы. Здесь, в статье «Как управлять бизнесом«, рассмотрим собственный бизнес с немного другого аспекта, так скажем, снаружи. Естественно, разделять одни бизнес процессы от других нет смысла, ведь в бизнесе все взаимосвязано. Делаем это для наглядности. На практике это не совсем так.

как управлять бизнесом

Как управлять бизнесом?

 

Стержни управления своим бизнесом

В вопросе как управлять своим бизнесом, я могу выделить два главных момента. Это планирование, организация и контроль работы с одной стороны, и управление финансами и ведение учета с другой.  Они оба определяющие, и в то же время абсолютно взаимозависимы. На практике, если хотите, это означает, что вы не можете выполнять хорошо одного из них, если не уделили достаточно внимания второму – и наоборот. Как это выглядит в реальном бизнесе, мы и будем разбираться дальше.

 

Планирование, организация и контроль бизнес-процессов

Планирование, организация и контроль бизнес процессов для многих является лишь частью написания бизнес плана, еще и такого, который вполне может вообще не понадобиться.  Не знаю, может мне не везло, и меня такое сложилось впечатление. Люди думают, что целы и планы, это «некая философия», не очень-то и нужная в реальной жизни. Да, можно к этому подойти философски или чисто теоретически, и не получить, естественно,  никакого эффекта.

Давайте я вам расскажу вполне практично, и на вполне реальном примере из жизни каждого из нас, что такое планирование и организация. Допустим,  у вас завтра утром в 8:30 самолет. Вам надо лететь в командировку. Вы, конечно, все сделали правильно, сели в самолет и улетели. Но как, хочется спросить? Вы же не на поток все пустили. Вы сначала спланировали свои действия – то, что вам надо в половину шестого встать, позавтракать и принять душ до 6, собраться, и, для того, чтобы успеть в аэропорту за полтора часа до вылета, понимая, что ехать на такси минут 30, выехать из дома к 6:30.

Все правильно? Вы же ставили себе цель – успеть на самолет. И спланировали все ваши действия, нужные для достижения этой целы, и организовали их выполнение по порядку. При этом и контролировали процесс – вы же смотрели на часы, чтоб быть уверены, что не опаздываете, а идете по плану. По плану (!), подчеркиваю, если кто не заметил заветного слова. Это и есть планирование, организация и контроль, не думаете?

как управлять бизнесом и бизнес процессами

Планирование, организация и контроль бизнес-процессов

А в чем, собственно, разница планирования, организации и контроля в бизнесе и в жизни? Да ни в чем. Только если в конкретных задачах, целях и масштабах. Сам процесс ничем не отличается. Если все пустит просто на поток, вы даже в аэропорт не доедете, понимаете? А как же тогда бизнес вести, спрашивается. Ну как как… Так, сложно, с трудом, с маленькими шансами на успех. Вот вам и ответ, собственно.

 

Как планировать, организовывать и контролировать собственный бизнес

И так, друзья, вы действительно обязаны планировать свой бизнес. По максимуму. Все что только возможно спланировать. И этим, в принципе, все сказано. Давайте, более конкретно рассмотрим, как все это происходить. Простыми словами, без научных выражений :-).

Как бы вам ни казалось, вы должны ставить перед собой бизнес цели. Бизнес ради бизнеса не бывает успешным. И сейчас я не говорю о жизненной цели или миссии, о мечте и т. п., а о практичной и измеримой бизнес цели.  Например, получить столько-то прибыли, открыть торговую точку, расширить ассортимент до 1000 наименований, нанят такого-то специалиста в сотрудники, запустить новое направление, и т. п. Разбиваете ее на отдельные, более мелкие, задачи, и планируете свои действия. Четко и грамотно, с пониманием того, какое действие какой результат должно принести и как он вкладывается в выполнении задачи и достижении цели. Лучше расписать все на бумаге. Все чтобы на виду было.

Таким образом, у вас есть план по выполнению поставленной задачи. Теперь вы должны организовать практическое выполнение всех действий в плане.  Может, все будете выполнять сами – тогда вам нужно только определиться со временем и срокам, определить очередность действий, и приступить к работе. Но, это не очень по-предпринимательски, честно говоря. Лучше бы вы делегировали выполнение мелких задач, а сами надзирали процесс. В этом и будет состояться налаживание бизнеса и всех бизнес процессов. В делегировании задач по принципу: результат – правила – сроки — ресурсы – отчетность – последствия. Иными словами, находите исполнителя, ставите перед ним задачу, доходчиво объяснив какой результат ожидается, в каких сроках, что можно, а что нельзя при этом делать, предоставляете ему необходимые ресурсы (это может быть только информация, а могут потребоваться и материальные вложения, оборудование и пр.), объясняете каким образом держать вас в курсе дел и какая его личная ответственность.  Вот и все.

В ходе процесса, будьте в курсе дел. Интересуйтесь, подстегивайте, помогайте, иногда аккуратно критикуйте. Только не пускайте все на поток. Тем, что вы грамотно делегировали задачу, пусть и компетентному исполнителю, ваша роль не сыграна. Контролируйте процесс. Если до этого вы все сделали правильно, это все равно не займет много времени.

Конечно, надо понимать, что и цели и задачи могут быть разными и по важности, и по масштабности, и по уровню требуемой компетенции исполнителей. Но алгоритм решения задачи от этого не изменится.

Еще одна очень важная вещь в бизнесе – анализ бизнес процессов. Всегда анализируйте. Все. Какая реклама лучше сработала, кто из сотрудников приносит больше денег, в какой день больше продается, кто чаще всего покупает и по какой причине, кто всегда отказывается и по какой причине…. И еще миллион других вещей в вашем собственном бизнесе. И задавайтесь вопросом «Почему?». Измеряйте, анализируйте, делайте выводы, и потом уже принимайте решения. Без предположений, а на реальных, опытных основаниях. Особенно если ваш бизнес есть в Интернете – в Интернет маркетинге это вообще просто.

 

Как управлять бизнесом, финансами и вести учет

Давайте сразу определяться – не идет речь о бухгалтерских, налоговых и прочих учетах, отчетах и всяких других «четах». Говорить будем о том, как управлять собственными финансами и вести свой учет, для внутреннего употребления. Иными словами – речь о том, как управлять финансами и вести учет не для разных органов, а для себя, для своего понимания бизнеса, для личного анализа и оценки собственного дела.

Деньги – это главное в бизнесе. Все мы начинаем малый бизнес, так или иначе, чтобы зарабатывать деньги. Кто бы что ни говорил. С другой стороны, бизнесу самому нужны деньги. Хотя бы в начале. Так что, как ни  крути, деньги и бизнес – неразделимые понятия. И так, если вы хотите открыть (или уже открыли и успешно ведете) бизнес, то вы должны уметь считать деньги. И считать грамотно. До рубля. Не подсчитывать, а считать именно.

Сразу как начинаете свой малый бизнес, заводите свой личный «дневник учета», и записывайте там все. Все до копейки – кому отдали и зачем, сколько получили обратно, сколько заказали рекламы, сколько от нее получили, сколько платите за аренду, сколько за коммунальные и прочие платежи, какая у кого зарплата и за что, при каких затратах сколько заказов получаете, сколько стоить в среднем один заказ… В своем бизнесе уж вы лучше поймете, какие колонки должны быть в таблице :-). Самые основные цифры в бизнесе, я описал в статье «От чего зависит бизнес — 5 цифр, которые предприниматель обязан знать». Прочитайте обязательно, но только после того как до конца прочли настоящий материал ;-).

Дневник учета, кстати, может быть все что удобна – я это делал в простом Excel-е. Ниже выложил несколько рисунков, примеров как это выглядело  — не судите строго, это было относительно давно :-). (Нажмите на картинку чтобы посмотреть, вернитесь назад в браузере, чтобы продолжить читать). В принципе, совершенно не важно, будете ли вы писать в блокнот, Excel или специальной программе. Как вам по душе. Главное – чтобы вы могла разобраться, что к чему, и чтобы там действительно была та информация, которая поможет вам вести бизнес.

как управлять бизнесом эффективно

Финансовый учет месячных затрат

Как управлять бизнесом и учитывать бизнес процессы

Учет бизнес процессов — отношение рекламы к количеству заказов

Как управлять бизнесом и финансами

Управление финансами — график денежного движения по месяцам

Суть в том, чтобы вы четко знали, куда, причем до копейки, уходят ваши деньги, есть ли отдача и какая, и понимали, как повысить эффективность затрат (либо сократить ненужные). Вы должны понять, что, или кто, вашему бизнесу приносить больше денег и потом уже целенаправленно работать с более эффективным сотрудником, источником или инструментом. Это управление финансами и ведение собственного учета. Это бизнес.

Кстати, еще один момент касательно управления финансами – наличные забирайте у сотрудников ежедневно, да и ежечасно, если есть возможность. Серьезно. Во-первых, это ваши деньги. Во-вторых, сотрудники могут быть нечестными (и то я старался сказать не очень грубо). И в-третьих, бизнесу всегда нужны наличные. Скорость генерирования дохода в вашем бизнесе принципиально важна – помните. Возможность может скрываться за любым углом, а вы можете ее пропустить, потому что у вас не было 10.000 в кармане, допустим. А они были в кармане вашего же сотрудника. Обидно…

И так, друзья, как управлять своим бизнесом,  я вас, конечно, не научил, но свое видение высказал. В комментариях вы можете сделать то же самое…

4 комментария

  • Виталий

    Читать интересно, но до конца я не смог — ни один неграмотный человек, делающий столько ошибок не имеет право меня учить…

    • Добрый день!

      1. Ошибки есть, и, к сожалению немало, да. Я прошу прощение, но автор (т. е. я:-)) не носитель русского языка, есть некоторые сложности (хотя конечно можно было бы отдавать кому-то на проверку).
      2. Инструктору по вождению Вы тоже не готовы позволить обучать Вас вождению, если он менее грамотный? Он ведь не русскому языку Вас обучает… Понятно, что сравнение не совсем правильное, но тем не менее…

      • Салима

        Продолжайте в таком духе! Здорово, мне помогают Ваши статьи! Спасибо

      • Спасибо! ) Рад быть полезен)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*