Предыдущие шаги руководства по открытию собственного бизнеса

Современный бизнес-план как средство для запуска успешного бизнеса должен включать еще один элемент – риск. А оценка и управление рисками – неотъемлемая часть ведения бизнеса.

Для начала задайте себе вопрос: “Будет ли бизнес развивать свой потенциал без надлежащего анализа, оценки и управления бизнес-рисками?” На мой взгляд, ответ – нет.

Оценка и управление риском

Оценка и управление риском

 

Мы можем планировать и прогнозировать, что и каким образом будет происходить в нашем бизнесе, иногда даже очень тщательно. Но не всегда и не все в наших руках. Есть много внешних факторов, когда речь идет о предпринимательстве и бизнесе, которые оказывают влияние на реализацию запланированных действий, а также на результаты этой работы. Именно эти факторы нужно учитывать, чтобы грамотно организовать процесс управления рисками в ходе реализации бизнес плана.

 

Что такое риск с точки зрения оценки и управления рисками?

Риск – это возможность появления нежелательных обстоятельств и опасных последствий.

Основные характеристики риска

1. Риск частично неизвестен – он привязан к будущему. Работа предпринимателя была бы слишком проста, если бы вы могли легко предсказать риск.

2. Риск меняется с течением времени. Бизнес работает в динамичной среде, мы не можем ожидать, что риск будет стабилен и одним и тем же.  Стабильность тут проявляется только в том, что по умолчанию риск всегда будет существовать.

3. Риск часто нельзя предсказать. С другой стороны, есть риски и очень даже немало, которые мы можем предсказать на основе системного подхода управления бизнес-рисками.

4. Риском можно и нужно управлять. На основе дополнительного анализа соответствующих элементов бизнес может направлять ресурсы для устранения или снижения риска в соответствующей области, где он, как ожидается, произойдет.

 

Управление рисками

Управление риском надо рассматривать не как статический процесс, а как интерактивный, в котором информация будет постоянно обновляться, анализироваться, и на основе этого анализа будут предприниматься действия. Вся информация и анализ должны пересматриваться регулярно.

Процесс управления рисками будет включать в себя следующие элементы:

  • Определение зон риска – Где самый большой риск?
  • Определение показателей риска – Каков риск?
  • Отслеживание зон риска – Когда и как появляются показатели риска?
  • Принятие конкретных мер по борьбе с рисками – Что мы должны делать?
  • Мониторинг принятых мер – Приняли ли мы правильные меры?
  • Ревизия – Какие результаты мы получили? Можно ли что-нибудь улучшить? Есть ли потребность в новых показателях?

Читайте также

Что должно быть включено в бизнес-плане?

Теперь давайте разберем, что и как мы должны включить в свой бизнес-план.

1. Определение зон риска

Зоны риска могут быть определены различными способами. Но для начала вы можете использовать следующее разделение:

  • Риск с точки зрения ценности Вашего предложения (продуктов и / или услуг);
  • Риск с точки зрения расходов;
  • Риск с точки зрения доходов;
  • Риск с точки зрения потребителей;
  • Риск с точки зрения отношений с потребителями;
  • Риск с точки зрения каналов сбыта;
  • Риск с точки зрения некоторых ключевых ресурсов и
  • Риск с точки зрения ключевых партнеров для Вашего бизнеса.

Не обязательно, что риск будет во всех областях и что он будет одинаковой интенсивностью. Зато вы на основе анализа отрасли, в которой находится ваша компания, и на основе бизнес-модели должны решить, в какой из этих областей есть риск и что нужно предпринять.

2. Определение показателей риска

Показатель риска является своего рода мерой, которая должна сказать нам о том, появился ли риск в указанных зонах риска.

Возьмем пример. Риском с точки зрения каналов сбыта может быть задержка доставки продукции в течение как минимум 3-х дней. Это уже индикатор, что что-то происходит не так, и что мы должны реагировать.

 

3. Отслеживание зон риска

Цель этого этапа процесса управления риском заключается в том, чтобы заблаговременно определить наличие показателя риска и предпринять действия в самой ранней фазе процесса.

Например, если доставка задерживается более чем на 3 дня, мы знаем, что риск оправдан, и мы должны переходить к следующему шагу (ждать еще 3 дня перед тем, как отреагировать, в надежде, что все наладится, будет неверным решением).

В этой части бизнес-плана для каждой зоны риска и для каждого индикатора лучше всего создать систему мониторинга путем делегирования обязанностей.

 

4. Действие

Как только появился риск, необходимо перейти к выполнению конкретных мероприятий, дабы уменьшить или полностью исключить влияние риска на функционирование бизнеса или выполнение бизнес-плана. Также стоит подумать над тем, как эти риски могли бы быть предотвращены в будущем.

Продолжая пример с задержкой доставки более чем на 3 дня, как возможные действия можно рассматривать следующие:

  • Извинение за задержку потребителю;
  • Определение конкретных причин задержки;
  • Анализ причин задержки;
  • Отстранение этих причин;
  • Рассмотрение альтернативных каналов доставки …

В этой части бизнес-плана по каждому показателю и по каждой зоне и риска стоит попытаться стандартизировать все возможные активности. Мы не можем ожидать, что они будут окончательными. Конкретная ситуация приведет к конкретным действиям, но для быстрого реагирования  достаточно иметь некоторую структуру возможных мероприятий и обязанностей.

 

5. Мониторинг принятых мер

Поскольку управление рисками является динамическим процессом, мониторинг обязательно должен быть его частью – чтобы убедиться в ликвидации данного вида риска в будущем. Также стоит обратить внимание на то, чтобы освобожденные ресурсы после ликвидации одного риска, были направлены на борьбу с новыми рисками.

К выше приведенному примеру, мониторинг должен ответить на следующие вопросы:

  • Приняты ли извинения?
  • Были ли повторные случаи просрочки после устранения причин?
  • Обеспечивают ли новые каналы доставку в срок?

6. Ревизия

И последний шаг, который необходимо запланировать, – кто, когда и как в вашем предприятии будет проводить аудит зон и индикаторов риска.

Автор:

Игор Ивчевски

Предприниматель, Маркетинг-аналитик, Специалист по "pre-click" маркетингу в Интернете.
Все публикации автора
Спасибо, что прочли статью! Если сочли ее полезной, пожалуйста, поделитесь ссылкой в соцсетях или мессенджерах:


Подпишитесь на полезную рассылку

Каждую неделю я буду присылать Вам на Ваш почтовый ящик полезные бизнес материалы: практические советы, инструменты и инструкции. Они помогут Вам увеличить прибыль от своего бизнеса или уменьшить риски в его начале.

Подробнее о рассылке

Никакого спама! Вы можете в любой момент отписаться от рассылки. Но я уверен, что Вы не захотите этого :-). Просто потому что я буду стараться быть полезным для Вас и Вашего бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *