Предыдущие шаги руководства по открытию собственного бизнеса

На Предприниматель-Про продолжаем писать бизнес-план. После того, как мы закончили знакомиться с титульным листом, переходим ко второму пункту – содержание и резюме бизнес-плана.  Характерным для этих двух элементов является то, что они находятся на первых страницах бизнес-плана, но пишут их в конце, когда все остальные элементы будут завершены. Делается это, потому что таким образом достигается лучшая структурированность и наглядность данного элемента.

Содержание и резюме бизнес плана

Содержание и резюме бизнес-плана

 

Содержание помогает читателю легче ориентироваться в бизнес-плане. Вряд ли инвестор или читатель будет читать бизнес-план от начала и до конца. И пусть это вас не смущает – зато вы сделаете прекрасное содержание и резюме бизнес-плана.

Не существует особенных правил создания содержания бизнес-плана. Просто наберите заголовок пункта «Содержание» и оставьте место, где вы будете вставлять заголовки всех элементов плана. Если вы работаете с MS Word или Open Office, сделайте так, чтобы все последующие заголовки и подзаголовки были в одном из стилей заголовков (Headings).

 

Резюме бизнес-плана

У читателей бизнес-планов, которыми являются инвесторы, есть два варианта: либо они заканчивают читать бизнес-план на резюме, либо дочитывают резюме и переворачивают страницы в поисках раздела, который их больше всего заинтересовал. Теперь, Вы понимаете, насколько важно сделать привлекательное, увлекательное и впечатляющее резюме? Именно оно может обеспечить средства для реализации вашей бизнес идеи и осуществить начало вашего малого бизнеса.

Ранее говорилось, что резюме должно писаться последним после того, как вы закончите со всеми другими вопросами, которые являются частью вашего бизнес-плана. Но этот вопрос может быть рассмотрен с другой точки зрения. Мы можем написать «пробное резюме», которое будет вашим гидом для дальнейшего написания всех остальных элементов бизнес-плана, а в конце адаптировать его к завершенным элементам. Резюме должно включать в себя основные элементы всех вопросов, которые являются частью бизнес-плана.

Начните с краткой истории вашего бизнеса в ответ на вопросы:

  • Когда создан (или будет создан) ваш бизнес?
  • Где находится (или где он будет находиться)?
  • Какая основная бизнес идея?
  • Что или какие проблемы на рынке (т.е. у потребителей) она будет решать?
  • Кто основные клиенты (т.е. ваша целевая аудитория)?

Затем введите следующие подзаголовки:

  • Основные показатели.
  • Цели.
  • Миссия.
  • Ключевые элементы успеха.

 

Читайте также

Основные показатели бизнеса

Основные показатели должны дать картину того, как бизнес будет выглядеть с точки зрения этих показателей в период, к которому относится данный план. Основными показателями являются:

  1. Продажа
  2. Выручка (доходы)
  3. Чистая прибыль (доходы – расходы)

 

Для этого нужно сделать график, который покажет, как эти показатели будут меняться за годы, для которых план применяется. Поэтому резюме готовится в конце, когда у вас есть все прогнозы, от которых и зависят эти показатели. Простое использование MS Excel будет достаточно.

Этот график просто должен показать, будет ли бизнес увеличивать прибыль на протяжении лет, и насколько. Это очень важный момент бизнес-плана в целом, и от него во многом будет зависеть дальнейшее поведение читателя (читай инвестора).

 

Цели бизнес-плана

Этот элемент должен охватить цели, выполнение которых предполагается на период, к которому относится бизнес-план. Перечислите все цели и обязательно используйте численное конкретное описание (например, “планируется реализовать N-ое количество товара за первые 6 месяцев”, “увеличить объемы продаж на 10% в каждом следующем квартале в течение года” и т.д.). Без конкретных цифр инвестору нечего делать с вашим бизнес-планом, знайте. При этом, конечно, вы должны аргументировать ваши расчеты.

Прежде чем определить цели в резюме бизнес-плана, предпочтительно описать ваше видение бизнеса, как некую главную цель, потому что она и будет определять отдельные цели и задачи, как средство достижения этого видения. Видение бизнеса должно ответить на вопрос, каким вам самим видится ваш бизнес в будущем. Естественно, это должно быть правдоподобно и подкреплено аргументами – притчи о супер изобретении инвесторам не нужны.

Акцент ставьте на долгосрочные цели. При установлении целей даже на этом этапе старайтесь думать и о потенциальных препятствиях на пути их достижения.

 

Миссия бизнес-плана

Миссия должна определить, каким образом бизнес будет взаимодействовать, как минимум, с четырьмя категориями:

  • Потребители;
  • Сотрудники;
  • Владельцы;
  • Общество.

Более простыми словами, миссия является причиной для существования бизнеса.

Миссия вашего бизнеса должна ответить менее, чем за 30 секунд на следующие вопросы:

  • Что за организация?
  • Что делает ваша организация?
  • Каково состояние вашего бизнеса?
  • Почему вы это делаете?

 

Вы можете использовать следующую формулу, чтобы написать вашу миссию:

[Название бизнеса] существует для [проблемы, которые решает бизнес идея] кому [целевой аудитории] помощью [продукты и/или услуги], используя [все преимущества над конкурентами], чтобы [выгода, которую получит потребитель].

Это всего лишь шаблон, который может провести вас через процесс, но вы можете изменить порядок и содержание в нем.

Например: “Компания XXXXX существует для удовлетворения потребностей потребителей в текстильной продукции, готова обеспечить высокое качество продукции и высокий уровень обслуживания, что вызовет чувство удовлетворения  потребителей”.

Учтите, пожалуйста, что это очень банальный пример. «Высокого уровня обслуживания» и «чувство удовлетворения потребителей» – это весьма посредственные категории с точки зрения привлекательности бизнес-плана. И это я сделал специально, потому что очень важно, самостоятельно, безо всяких намеков выработать миссию вашего бизнеса. И именно выработать или создать, но никак не просто придумать ее для внесения в резюме бизнес-плана. Вы должны найти свои преимущества, четко обозначающие выгоду для потребителя (и для инвестора).

 

Ключевые элементы для успеха бизнес-плана

В конце этой главы должен быть список ключевых элементов для успеха Вашего бизнеса, в соответствии с заранее определенными целями и миссией бизнеса. Здесь нужно перечислить все возможные моменты, которые могут внести вклад в успех бизнеса. Проще говоря, все то, от чего может зависеть успех бизнеса. Это должно на самом деле дать ответ на вопрос, что конкретно должно быть сделано для достижения намеченных целей бизнеса, и каким образом вы собираетесь это делать. Еще лучше, если вы дадите объяснения тому, почему ваши действия должны дать результат, и на чем основана ваша уверенность.

Как только Вы закончили бизнес-план полностью, неплохо ввести еще следующие пункты в резюме:

  • Несколько слов о ключевых показателях анализа рынка и отрасли.
  • Несколько слов о стратегии и реализации стратегии.
  • Показать график – прогнозы продаж.
  • Показать график анализа денежных потоков.
  • Отображение графика доходов и расходов за период плана.

Этого будет достаточно, чтобы вызвать интерес у читателя – продолжить обзор бизнес-плана. Обратите также внимание на тонкости. Шрифт текста пусть будет 12 (или 11), а заголовки в выбранном стиле (например, крупный заголовок – стиль Заголовок 2, подзаголовок – стиль Заголовок 3). Используйте полужирное начертание на всем, что необходимо подчеркнуть, или чтобы привлечь внимание читателя.

И, наконец, еще один вопрос, который постоянно возникает: какое должно быть резюме по объему? Ответ: чем меньше, тем лучше. Желательно, чтобы резюме было на страницу или две, не более. Две страницы достаточно, чтобы охватить все вышеперечисленные элементы. И, да, будьте точны и лаконичны!

Автор:

Игор Ивчевски

Предприниматель, Маркетинг-аналитик, Специалист по "pre-click" маркетингу в Интернете.
Все публикации автора
Спасибо, что прочли статью! Если сочли ее полезной, пожалуйста, поделитесь ссылкой в соцсетях или мессенджерах:


Подпишитесь на полезную рассылку

Каждую неделю я буду присылать Вам на Ваш почтовый ящик полезные бизнес материалы: практические советы, инструменты и инструкции. Они помогут Вам увеличить прибыль от своего бизнеса или уменьшить риски в его начале.

Подробнее о рассылке

Никакого спама! Вы можете в любой момент отписаться от рассылки. Но я уверен, что Вы не захотите этого :-). Просто потому что я буду стараться быть полезным для Вас и Вашего бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *