Анализ конкурентов

Предыдущие шаги руководства по открытию собственного бизнеса

Здравствуйте!
Продолжаю рассказывать вам о бизнесе. Сегодня вернемся к теме исследования рынка. В этой статье уже говорили, что основное, что нужно исследовать – это конкуренты и клиенты, если упростить. Сегодня мы обсудим анализ основных конкурентов, который является ключевым моментом, как до открытия своего бизнеса, так и в будущем при его существовании и развитии.
Давайте переходить к делу.

Анализ основных конкурентов
Анализируем своих конкурентов!

 Анализ основных конкурентов – что нужно изучить?

Когда изучаем основных конкурентов, важно обратить особое внимание на следующие аспекты:

  • позиционирование на рынке;
  • цены;
  • предлагаемый ассортимент;
  • уровень обслуживания;
  • маркетинговые активности;
  • маркетинговые инструменты.

Поговорим обо всех этих моментах по отдельности.

1. Позиционирование конкурентов

О позиционировании говорили здесь. Если коротко, то это образ, под которым компания воспринимается аудиторией. И лучше, конечно, если этот образ уникальный, выгодно отличающийся от конкурентов. В принципе, отличиться в бизнесе можно в одном из следующих его аспектах:

  • Цена
  • Продукт
  • Обслуживание
  • Процесс
  • Маркетинг

Соответственно, хотя бы в одной из этих областей вы должны выделяться на фоне конкурентов. Иначе, вы будете одним из толпы, что не очень хорошо для бизнеса. Но это уже немного другая тема, мы сегодня об анализе основных конкурентов, если потерялись :-).
Так вот, когда анализируете основных конкурентов, вам нужно понять, в какой из этих областей конкурент пытается выделиться. Если ни в какой – супер:-). Вот на какие моменты стоит обратить внимание:

  • Ассортимент.
  • Бесплатная доставка.
  • Пункт самовывоза.
  • Цены.
  • Стоимость доставки.
  • Варианты оплаты.
  • Доставка в регионы.
  • Срок существования.
  • Дополнительные услуги.
  • Клиентский клуб.
  • Скорость доставки.
  • Маркетинг и реклама.
  • Производство.
  • Сотрудники.
  • Другое.

Имея эти данные, вы хотя бы приблизительно (а лучше точно:-)) поймете, за кого они себя выдают. Самые дешевные, самые надежные, самые качественные, с самым лучшим обслуживанием… Ну, вы поняли, хотя это грубый и банальный пример, конечно.

2. Ценовая политика

Думаю, все понятно – узнать цены у конкурентов стараются все, не нуждаясь в этой и подобных статьях:-).

3. Анализ ассортимента основных конкурентов

Тут тоже должно все быть понятно. Можете проанализировать их ассортимент и сравнить со своим по производителям, по моделям, по общему объему, по качеству и т. п.

4. Анализ сервиса и обслуживания

Здесь нам поможет “тайный покупатель”. Просто возьмите или кого-нибудь попросите, чтобы позвонил, заказал через сайт, зашел в магазин конкурентов и т. п. Вот несколько подсказок, на что обратить внимание:

  • Как быстро берут телефон.
  • Скорость реакции на заявки через сайт.
  • Скорость реакции на отправку письма на e-mail, указанный на сайте.
  • Есть ли указанный товар на сайте (или необязательно указанный на сайте) в наличии.
  • Актуальны ли цены на товар и доставку.
  • Манера общения менеджеров.
  • Соблюдают ли данные обещания менеджеры.
  • Позвонить за 5 минут до начала или конца рабочего дня.
  • Есть ли CRM-система для “ведения” клиентов (скажите, что не в первый раз обращаетесь).

Эта информация поможет вам понять, какой у конкурентов сервис и обслуживание клиентов. Обратите внимание на пункт о работе с клиентами – это, на мой взгляд, “самая незанятая ниша” для выделения между конкурентами. Хотя все быстро меняется…

5. Маркетинговые активности и инструменты конкурента

Обратите внимание, где они рекламируются, каким образом, ведут ли бизнес онлайн, продвигаются ли и как, в сети. Если сможете, попытайтесь получить информацию о затрачиваемых конкурентами бюджете. Если применяется и интернет-маркетинг (а какой сегодня бизнес не применяет интернет-маркетинг?), то анализируйте их сайт и вообще жизнь конкурентов в сети. Вот, что нужно посмотреть:

  • Какие контактные данные указывают (телефон, эл. почта, форма заявки, заказ обратного звонка, другие способы общения – skype, icq и т. д.).
  • Какой сайт в целом (дизайн, контент, графика, интерактивные элементы).
  • Если это витрина или интернет-магазин, то как происходит продажа по шагам.
  • Интегрируются ли с соцсетями, есть ли на сайте отзывы клиентов, рекомендации и прочие “отличия”.
  • Что необычного на сайте.

Если более глубоко анализировать именно интернет-маркетинг, то нужно посмотреть их SEO, SMM, контекстную рекламу. Но это огромная тема. Я надеюсь, в ближайшем будущем начнем разбирать интернет-маркетинг более глубоко. Мне будет интересно, не знаю, как вам :-).
Когда говорим об анализе основных конкурентов в части маркетинга, очень хорошо, если можно будет еще откопать сколько они тратят на рекламу, например, но можно и без этого :-). 

Где собирать информацию для анализа основных конкурентов?

Везде. Ну, например:

  • Сайты с обзорами и отзывами.
  • Блоги и комментарии.
  • Социальные сети.
  • Вакансии и отзывы о работодателях.
  • Статьи и новости на тематических порталах.
  • Видео- и фотосервисы.
  • В поисковиках.

Где бы вы не искали, в блогах, соцсетях или Яндексе с Гуглом, вводите название конкурента, имена сотрудников, торговые марки, бренды, товары, оказываемые услуги, адрес сайта, почтовый адрес  и пр. По любому “следу” можно получить ценную информацию.
НО! Друзья, все это – цветочки в сравнении с тем, что вы должны проделать “на земле”. Массу информации вы получите при наблюдении за конкурентами, совершением “тайных покупок”, общением с их сотрудниками, соседями, контрагентами и пр. Конечно, это требует времени и усилий. И, конечно, может быть, у вас есть дела поважнее. В таком случае, займитесь делами поважнее. Но помните, как будет возможность, сделайте все же анализ основных конкурентов. Наверняка, он поможет вам улучшить свой бизнес:).
Предыдущий шагСледующий шаг

Автор:

Игор Ивчевски

Специалист по «pre-click & inbound» маркетингу и пользовательскому SEO.
Все публикации автора
Спасибо, что прочли статью! Если сочли её полезной, пожалуйста, поделитесь ссылкой в соцсетях или мессенджерах: