Как привлекать клиентов:
Начну с банальным утверждением: в социальных сетях есть все, и не рассматривать их как возможный источником клиентов априори нельзя. Правда, есть нюанс: там все прежде всего «тусуются» и только потом решают какие-то задачи. Поэтому не для каждого бизнеса они объективно могут быть каналом продаж.
Профессиональные SMM специалисты могут поспорит, конечно, но я с трудом представляю, как во ВКонтакте найти клиента, допустим, на оборудование для нанесения покрытий на внутреннюю поверхность труб и трубопроводов :-). А ведь есть такое.
Тем более, еще раз скажу, что там люди в первую очередь развлекаются, и вряд ли готовы рассматривать такое ваше предложение здесь и сейчас.
Другое дело, что компании стоит присутствовать в соцсетях, но больше для того, чтобы наращивать узнаваемость между потенциальной аудитории. Но это больше в части контент-маркетинга, и у нас на это есть отдельная статья.
Но есть же много ниш и бизнесов, для которых соцсети подходят как нельзя лучше :-). Товары для повседневного использования, ширпотреб, товары визуально восприятия — самое то. Да и не только. Да и в принципе, любому бизнесу, ориентированному на частных клиентов (b2c) стоит, как минимум, присутствовать в социальных сетях.
Преимущества соцсетей для бизнеса
У соцсетей несколько существенных преимуществ над другими интернет-каналами привлечения потенциальных клиентов:
- В соцсетях можно найти и привлечь тех, кто сейчас не в активном поиске вашего товара или услуги. В контексте и SEO это невозможно – вы привлекаете на сайт только тех, кто именно сейчас ищет вашу продукцию. Правда в РСЯ еще можно «догонять», но это не отменяет факт о соцсетях;
- В соцсетях можно продавать новый, неизвестный товар. Иными словами, можно создавать спрос, а не просто удовлетворят существующий;
- В социальных сетях вы можете и не продать сейчас, но построить отношения и продать потом;
- Они могут служить вам как отдел заботы о клиентах (ну или отдел обслуживания или поддержки, как кому нравится). Ведь здесь вы можете общаться с клиентами, отвечать на их вопросы и запросы;
- Реклама в социальных просто дешевле чем контекст :-). И бюджеты меньше.
- Здесь в целом больше доверия со стороны пользователей, чем на вашем сайте, т. к. чувствуют себя как бы «на своей знакомой территории». Ну, чистая психология :-).
Какие соцсети использовать бизнесу?
Вопрос довольный простой, на самом деле. Те, в которых есть ваша целевая аудитория и/или те, которые подходят под формат вашего товара/услуги.
Поделюсь своей оценкой:
- ВКонтакте — огромная аудитория, так что в принципе подойдет всем. Но все же больше товары и услуги для широкой аудитории, низкой стоимостью и для частного использования.
- Facebook – больше подходить для b2b. Нет, конечно, железных рамок, но если выбирать куда продвигать услуги бизнесу, особенно «передовому, современному», так скажем, то да, это facebook.
- Instagram – товары и услуги, для которых визуальное восприятие первоочередное: салоны красоты, художественные товары, предметы интерьера, ювелирные изделия и бижутерия, одежда и т. д.
- YouTube – если подойти правильно, можно продвигать все. И простые и сложные услуги и товаров, и дешевые, и не очень, и b2b, и b2c. Но нужно больше усилий (просто производство видео контента само по себе этого требует, согласитесь);
- Одноклассники — ширпотреб, низкой стоимости, предметы для ежедневного использования.
Повторюсь — нет никаких запретов и железных правил, каждому выбирать, что приоритетнее и более подходящее с учетом конкретных условий и обстоятельств. Это очень обобщенное разделение. Тем не менее, у меня лично оно есть :-).
Но лучше всего, конечно же, перед запуском проекта в социальных медиа, проанализировать их на предмет присутствия вашей аудитории в каждой их них. Если ваша целевая аудитория и потенциальные покупатели, скажем, подростки, и если вы находите, что их больше всего во Вконтакте, и меньше всего в Одноклассниках — ответ очевиден, правильно?
Как использовать соцсети на пользу бизнеса?
Иными словами, как правильно работать с соцсетями с точки зрения бизнеса и как оттуда извлечь выгоду?
Алгоритм успеха, в упрощенной форме, таков:
- Определить целевую аудиторию;
- Найти ее (где они, в какие соцсети их больше всего, причем активных);
- Проанализировать конкурентов (что они предлагают, о чем пишут, как ведут свои аккаунты) и продумать, как отстроиться от них (быть интереснее, привлекательнее);
- Проработать стратегию и воронки работы с пользователями (нужно понимать, что есть те, кто покупает, и те кто просто «лайкает»);
- Производить подходящий целевой аудитории контент — как продающий, так и информационный и развлекательный;
- Строить отношения с пользователями;
- Продавать.
Мифы и заблуждения по поводу соцсетей
На самом деле — есть одно, самое главное и самое опасное заблуждение. Оно такое:
В социальных сетях все бесплатно!
Нет, это не так. Ну, вы можете думать, что бесплатно, потому что сами создадите группу и сами ее будете вести, но…
Во-первых, ваше время – это не бесплатно. Но это ладно… Даже и если делегируете эту работу, все равно это не все.
Во-вторых, вы можете создать группу, вести ее, но раскрутить ее по настоящему бесплатно — задача совсем не из легких. Вам нужно будет вложиться в рекламу, чтобы привлечь первых подписчиков. Хотя бы первых (предположим, что дальше, если все у вас круто, они начнут привлекать своих друзей, и создастся «эффект домино»). Но не факт, конечно, что оно так и будет.
В-третьих — конкуренция сверхвысокая. Нужен объективно очень качественный контент, регулярно и даже постоянно. Вы уверены, что можете его создавать бесплатно?
В-четвертых — нужно платить за дополнительные (и полезные) сервисы и инструменты, если хотите на хорошем уровне вести работу.
И наконец – так быстро все меняется, что обязательно нужно следить за новыми возможностями и функционалом самых соцсетей, чтобы не упустить конкурентов вперед. Есть на это время?
Заключение
Соцсети — канал привлечения клиентов не для каждого бизнеса. Но для тех, кому подойдет, использовать обязательно, просто потому, что там огромная аудитория.
Но использовать нужно по-умному, не стоит думать, что создав страничку Вконтакте, все пойдет как по маслу. Не пойдет… Хотя, может вы и везунчик? :-).
Если серьезно, соцсетями, как и любым бизнес-инструментом стоит заниматься серьезно, стратегически, с предварительной маркетинговой проработкой. Удачи!