Как преодолеть рост бизнеса?

Рост малого бизнеса не является обязательным атрибутом предпринимательской жизни. К сожалению. Его надо заслужить. Реально заслужить. Своим трудом, стараниями, организацией и грамотным ведением собственного дела, начавшегося с нуля и превратившегося в успешный малый бизнес. И вот он растет на глазах (бизнес, естественно). “Супер, отлично”, – думает предприниматель. И тут…начинаются проблемы. Рост бизнеса и проблемы? Это как? Какие проблемы? Об этом давайте и поговорим.

рост малого бизнеса

Какие возникают проблемы при росте малого бизнеса?

Вы с чего-то начали собственное дело, хорошо поработали, у вас было аж 3 сотрудника, они тоже вроде бы хорошо работали. Ваше дело стало развиваться, расти. Но вчетвером вы уже не справляетесь. Клиенты все больше, да и более тяжеловесные. Нужны новые люди. Да и специальные знания тоже необходимы все чаще. Все знать и все уметь не получится. Даже вчетвером. А работы-то хватит. Звонят уже даже по ночам, а диспетчер давно как уехал домой. Хотели бы подъехать к вас в офис в воскресенье, а некому работать. Фирма растет. Хочется подняться на новый уровень, быть более компетентным и конкурентным. А махом сделать нельзя. В общем, переходный период непростой, и, знаете ли, многие его не проходят.

Как же преодолеть быстрый рост малого бизнеса?

Ну, как как? Быть готовым к нему. Заранее предположить такое развитие событий  и целенаправленно идти к такому сценарию. Понять, какие проблемы могут возникнуть, и обдумать возможные решения. А на самом деле? На самом деле, рост вашего бизнеса обычно бывает достаточно неожиданным. И часто получается так, что, сколько бы ни готовились к нему, подготовиться не успели.

Обучение и развитие персонала

Первую помощь в таком случае вам окажут не кто иные, как ваши сотрудники. А смогут ли они? Умеют ли это делать в принципе? А это вот от вас зависит. Вы должны были заниматься своим персоналом. Вы должны были организовывать, рекомендовать, требовать их развитие. Помните, в статье «Роль личностного роста в бизнесе» мы говорили насколько важно самому развиваться. Но ваши сотрудники тоже должны развиваться. Обучение и развитие персонала – одна из ваших приоритетных задач. Они тоже ведь непосредственные участники всех бизнес-процессов.

Очень хорошо, если можно было бы просто так найти нужного вам человека, еще и специалиста. Но это крайне непросто. Малому бизнесу сегодня не по силам в своем начале привлекать высококвалифицированных специалистов. За редкими исключениями, конечно. Поэтому придется растить своих. Вместе с вами и вашим бизнесом должны расти и ваши сотрудники. Это ваш рычаг номер один в ситуации, когда могут начаться сложности. Если у вас сотрудники подготовленные к такому, если у них есть определенные знания, то бизнесу будет легче справиться, естественно. Обучайте и развивайте персонал – понадобится!

Например, у вас работал вполне нормальный, умный молодой человек. Работал он курьером, допустим. Вот прошло 2 года, у вас бизнес растет, нужен менеджер по работе с корпоративными клиентами. Привлечь классного специалиста со стороны вам сложно. А человек по-любому нужен. Получается, надо искать кого-то, который все же не будет специалистом высокого уровня. Причем со стороны, не зная его как человека. Так почему нельзя было научить этого же парня некоторым вещам за 2 года. Повторяю, парень умный, трудолюбивый, честный. В общем, вы довольны его работой, иначе бы 2 года не проработал у вас, собственно. Таким развитием событий он сам недоволен, может уйти. Это во-первых. Вы находите другого курьера,  который ворует, лжет… ну, плохо он работает. Это во-вторых. И плюс не совсем того человека вы взяли в менеджеры. Это в-третьих. Сразу три удара по вашему бизнесу. Выдержит? Конечно. А еще три? И еще 3? Ну, пора задуматься, правда?

Читайте также

Зачем я затеял всю эту историю? Для того, чтобы наглядно рассказать – растите своих звезд. Уделяйте внимание вашему персоналу. Причем еще с самого начала, с приема на работу. Ищите тех, кто готов расти вместе с вами и вашим бизнесом, кто готов разделят общие цели. Организуйте им обучения, семинары, требуйте от них учиться, спрашивайте постоянно …и увольняйте тех, кому это не нужно. Они вам также не нужны. Точка.

Правда, могут быть люди, которые не будут участвовать в этом процессе, и вы это понимаете, но они все равно вам нужны. По причинам своей компетенции прежде всего. У меня дважды были такие случаи. Т.е. они профессионалы, классные специалисты в узкой области, но двигаться с вами им не по душе. Они хотят отработать свою З/П и поехать домой. Все. Ну, что могу сказать… взвесите все за и против, подумайте, примите решение. В конце концов, nulla regula sine exceptione – нет правила без исключения. Если стоит того, сделайте исключение. Только исключение – это не каждому второму, или пятому, или даже десятому. Исключение – это раз за весь бизнес. Ну, максимум два…

Бывает обидно…вы обучали, учили, старались, а он ушел. Сотрудник, конечно. Ничего не поделаешь. Ну, как ничего… Во-первых, тщательно выбирать. И, во-вторых, стараться предложить максимально возможные хорошие условия работы, финансовые в том числе. Поощрять и реально оценивать все заслуги. Быть справедливым, короче. А если все равно уйдет, единственное, что нужно сделать – не зацикливаться. То, что не в наших руках, не стоит нашего времени.

Делегирование задач, аутсорсинг и консалтинг

По мере роста бизнеса вам придется делегировать определенные задачи. Причем речь сейчас идет о более масштабных задачах в вашем бизнесе, которые раньше было строго под вашим контролем (о значении делегирования на любом этапе бизнеса, мы, по-моему, уже говорили).

Например, у вас интернет-магазин, и с доставкой и оформлением заказов вы раньше справлялись собственными силами. Сейчас же приходится прибегнуть к аутсорсингу – делегированию задач посторонним лицам и организациям. Вы можете обратиться к специализированным колл-центрам и службам доставки и делегировать им полномочия оформления заявок и доставки товаров клиентам.

Пример с интернет-магазином чисто наглядный – показывает возможность не простого делегирования отдельных задач в бизнесе, а целые (и важные!) бизнес-процессы. Конечно, очень хорошо, если вы сможете создать свой собственный колл-центр и организовать полноценную службу доставки. Но это далеко не всегда по силам малому бизнесу. Поэтому в ситуации, когда такой возможности нет, а прежними силами не справляетесь, самое лучшее решение – аутсорсинг. Это переход на новый уровень, по сути.

Если же вы не сделаете это по каким-либо причинам, в состоянии повышенной нагрузки ваш бизнес может потерять и то, что было. Потому что работать вы будете плохо, давайте будем откровенными. И логично ведь, если количество заявок и клиентов утроилось, допустим, а у вас численность персонала не поменялась (да и не только численность), то и в самом деле вы не будете справляться, соответственно, клиенты будут недовольными и просто уйдут. Надеюсь, вы понимаете возможность, которую может открыть перед вашим бизнесом аутсорсинг задач и бизнес-процессов.

Консалтинг – тоже может помочь справится с резким ростом вашего малого бизнеса. Обращайтесь к профессионалам, они могут помочь хотя бы советом. Конечно, выбирайте их тщательно, обдуманно, будьте уверены в их порядочности и компетентности. И тогда дело за малым.

Иногда консалтинг полезен даже чисто профилактически. Просто новый свежий взгляд на ваш бизнес может привнести много новых идей и заметить вами незамеченные проблемы. К тому же, посторонний взгляд, тем более профессиональный, будет более объективным. Плюс не стесняйтесь признаться в том, что кто-то в чем-то разбирается лучше вас. Так оно и есть, так и должно быть.

Автоматизация бизнеса

Звучит круто, да? Бизнес на автомате. Ну, совсем уж и не надо, наверное :-). Если серьезно, сегодня действительно есть возможность автоматизировать многие бизнес-процессы. Что сэкономит много времени и, соответственно, принесет больше денег. Если, конечно, освободившееся время вы правильно используете и дополнительно развиваете свой бизнес. С другой стороны, даже можете отдохнуть. Тоже неплохо!

Я не буду вам говорить о всяких CRM (Customer Relationship Management), разных технологиях, системах и пр. Тем более, чтобы не рекламировать какую-то отдельно взятую, потому что разным сферам больше подходят разные системы автоматизации. Просто напомню вам о возможностях: вы можете работать с документами, вести финансовые анализы, выставлять счета и обрабатывать сделки, хранить нужные файлы, делегировать задачи сотрудникам и контролировать их выполнение, контролировать работу с клиентами и поддерживать с ними отношения, организовать свой календарь и распорядок дня, управлять задачами в целом и многое другое.

Конечно, ни одна система не возьмет и не сделает все сама :-). Это не робот, это просто программа :-). Вы сами будете вести дела (или вами уполномоченное лицо). Тем не менее, такие программные решения сильно облегчают жизнь, это точно. И это реально поможет вам преодолеть период перехода вашего бизнеса на новый уровень. Пользуйтесь!

Друзья, это все, что хотел рассказать в данной статье. На мой взгляд, вышеприведенные инструменты реально упрощают рост малого бизнеса с точки зрения развития и ведения бизнеса и помогают безболезненно (или менее болезненно) перейти на новый уровень.

Если у вас есть, что сказать по теме, пишите в комментариях. Обсудим 🙂

Автор:

Игор Ивчевски

Специалист по «pre-click & inbound» маркетингу и пользовательскому SEO.
Все публикации автора
Спасибо, что прочли статью! Если сочли её полезной, пожалуйста, поделитесь ссылкой в соцсетях или мессенджерах: