К вопросу о том, как составить маркетинговый план, нужно подходить серьезно, потому что хороший маркетинговый план будет ориентиром для успешного функционирования вашего бизнеса.
В этой статье я поделюсь с вами принципами построения плана маркетинга, которые транслируют три успешных человека в этой области: Jay Conrad Levinson, Брэд Шугарс, Дэн Кеннеди.
Приступим.
План маркетинга в семи предложениях
О том, как составить маркетинговый план из семи предложений, когда-то заговорил всемирно известный Jay Conrad Levinson – отец “партизанского маркетинга”. Причем надо сделать все возможное, чтобы каждый пункт реально состоял из одного предложения. Трудности в этом смысле обычно бывают только с одним из пунктов, но обо все по порядку.
Итак, составляем план маркетинга:
- Цели маркетинга
В первом предложении нужно определить реальные цели своего маркетинга, того, что вы собираетесь делать. Четко и конкретно скажите, к чему должна привести ваша маркетинговая активность. Что вы хотите: чтобы люди позвонили, чтобы зашли на сайт, чтобы сразу совершили покупку или что-то еще. Вы должны с этим определиться.
- Конкурентные преимущества и позиционирование
Здесь вы подчеркиваете главные свои преимущества (или преимущество) и вашу позицию на рынке. Например, Head & Shoulders позиционируется даже не как шампунь, а как средство против перхоти №1 (именно такое, одно лишь предложение). И все этим сказано. Важно свои преимущества преподнести как выгоду для пользователя. То, что вы красивые и пушистые, ему не очень хочется знать.
- Целевая аудитория
В этом предложении вы должны назвать свою ЦА. Четко, понятно и максимально конкретно. Кому вы будете продавать свои услуги и/или товары? Определите эту группу по возрасту, полу, социальному признаку, географическому местоположению, платежеспособности, интересам… Все, что может иметь значение для того, чтобы конкретно определилась узкая группа ваших потенциальных покупателей.
- Маркетинг-средства
Здесь получится не предложение, а список. Список всех маркетинговых средств, которые вы собираетесь использовать в своем маркетинговом плане. Тут можете как раз переборщить. Напишите даже больше, чем используете на самом деле, ничего страшного. Потом выберите самые эффективные.
- Ниша или сфера деятельности
Укажите в своем маркетинговом плане, чем вы конкретно занимаетесь. Услышав название компании, первое о чем потребитель задумывается, – чем они занимаются. А само название, к сожалению, не всегда об этом говорит.
- Индивидуальность бизнеса
В шестом предложении плана укажите особенности вашего бизнеса. Не репутация и история, а сущность бизнеса, характеристики и отличия. Главное – отличия. Допустим, вы продаете развивающие игрушки. Найдите отличия: они не китайские, только деревянные, только для детей старше 3-х лет и т. п.
- Бюджет
Куда же без денег? В конце скажите, сколько денег вы будете тратить на маркетинг. Для существующих бизнесов лучше это сделать, как процент от будущих продаж.
Вот и все. Семь коротких предложений, и вы составили маркетинговый план. Конечно, это не самая простая задача (пусть и написать нужно всего 7 предложений), но именно такой план и будет эффективным. Оговорюсь: это план в стратегическом понимании. По ходу выполнения разных маркетинговых активностей, конечно, будут возникать разные текущие моменты, и их необходимо будет решать. Но это тактика, и она складывается проще, когда у вас есть (и выполняется!) стратегический маркетинговый план.
Сейчас предлагаю узнать мнение еще одного маркетолога о том, как нельзя строить маркетинговый план, точнее, что НЕ должен включать хороший маркетинговый план.
Чего не должно быть в хорошем маркетинговом плане?
Брэд Шугарс (Brad Sugars) – обозреватель, автор 14-ти книг по бизнесу, упоминает 5 вещей, которых нужно избежать при подготовке маркетингового плана:
- недостаточно конкретики;
- неиспользование цифр;
- чересчур креативности;
- мысль о том, что «маркетинг – это просто реклама»;
- отсутствие плана о существующих клиентах.
Это действительно интересные и важные элементы не только при составлении маркетингового плана, но и плана функционирования предприятия в целом.
- Первые две вещи, которые следует избегать, связаны друг с другом. Так, маркетинговый план обязательно должен содержать конкретные слова и цифры, а не общие понятия, которые не могут быть измеримы. Без четкого обозначения дел и цифр маркетинговые планы не имеют ценности, ни для предпринимателя, ни для кого-либо, кто будет их осуществлять.
Например, увеличить прибыль, расширить клиентскую базу или расширить ассортимент – это неизмеримые понятия. А вот сократить расходы на 20% по сравнению с предыдущим годом, или получить 200 новых клиентов в течение полугода, или внести предложение нового товара в течение 2-х недель – это вполне себе конкретно обозначенные цели. Причем, заметьте, это именно цели. Не конечные, безусловно, но цели. Над ними необходимо работать, разбивать на задачи, выполнять до окончательного результата.
- Творчество и креативность – это хорошо и необходимо в ведении бизнеса. Но составление маркетингового плана – это занятие, основанное не только на творчестве и рассуждениях, а больше на исследованиях и анализе. Люди разные, и то, что вам кажется логичным и однозначным, кому-то покажется совсем не так. Поэтому исследуйте, спрашивайте, изучайте, интересуйтесь.
- Маркетинг – это не просто реклама. Маркетинг – это все. Это выявление потребительских нужд и потребностей, разработка соответствующего товара, налаживание систем ценообразования, распределение товара и эффективного стимулирования сбыта, воздействие на формирование спроса. Многие считают маркетингом только последний пункт – воздействие на формирование спроса (она же реклама). Но нет. Это лишь единица маркетинга. А их по разным подсчетам более тысячи. Поэтому, когда вы будете думать, как составить маркетинговый план, помните – это не то же самое, что ответ на вопрос «Как рекламироваться?».
- И, конечно, один из наиболее важных пунктов толкового маркетингового плана – это не забывать о существующих клиентах. И в самом деле, часто можно увидеть в качестве маркетингового, план, полностью посвященный привлечению новых клиентов. Тем не менее, такой подход очень неправильный, потому что человек забывает о существующих клиентах, которые имеют и будут продолжать иметь наибольшее влияние на бизнес-результаты. Таким образом, вы должны составить маркетинговый план, который, кроме того, что должен искать способы для привлечения новых клиентов, обязательно должен уделить внимание сохранению существующих клиентов.
И в качестве последнего совета по построению маркетингового плана хочу поделиться выводами из книги известного бизнес-консультанта и мультимиллионера.
Маркетинг по Дэну Кеннеди
Я прочитал много книг по бизнесу, и самое большое впечатление из всех на меня произвела книга «Жесткий менеджмент» Дэна Кеннеди. Поэтому сегодня хочу поделиться с вами самыми основными впечатлениями и выводами «маркетинга по Кеннеди».
Основные выводы из книги Дэна Кеннеди о бизнесе и маркетинге «Жесткий менеджмент»:
- В бизнесе самое главное – найти и применять только самые эффективные, успешные и надежные стратегии маркетинга, рекламы и продаж.
- Императив бизнеса – максимальная прибыль.
- Для успеха важнее работа над бизнесом, а не в бизнесе. Все, чем занимается владелец, – стратегическое управление и маркетинг.
- Скорость воплощения идеи – ничем незаменимое конкурентное преимущество.
- Иногда хаос и неопределенность – хороший знак.
- Каждый контакт с клиентом должен укреплять имидж компании.
- Важно определить стандарты для своего бизнеса, позиционироваться (на основе реальных и настоящих потребностей клиентов для каждого аспекта бизнеса). Это ваше «соглашение с клиентами».
- Найти «точку-уже хорошо» для каждого аспекта бизнеса – бесценно.
- Заимствуйте идеи у самых разнообразных компаний и отраслей – это дает преимущество, ведь у всех конкурентов обычно одинаково узкий кругозор.
- Оправдания и прибыль несовместимы. На табло (какой-нибудь спортивной арены, имеется в виду) показывают результат, потому что это важно, а не причины, потому что это не важно.
- Надо постоянно думать, как увеличить прибыль – увеличить долю прибыльного рабочего времени, найти новые способы маркетинга и рекламы, как удержать каждого клиента, как получить рекомендации, что вовсе не стоит делать, что нужно делегировать и прочее.
- Продажа – это не акт, а процесс. Выясните самый эффективный алгоритм продажи и вынудите всех сотрудников четко следовать ему.
- Правильная система продаж + правильные продавцы = выдающийся результат.
- Ведение клиента (follow-up) – обязательный инструмент успешного бизнеса. В том числе, поддержание «живой» и актуальной клиентской базы.
- Тайм-менеджмент!!! Безжалостная дисциплина.
- Важнейшее умение предпринимателя – четкое понимание того, что ты можешь и чего не можешь. Иногда умение отказаться от чего-то – путь к успеху.
- Важно не быть «белкой в колесе».
- Причины НЕ принять решение всегда будет и много (надо глубже изучить вопрос, надо подумать над бизнес идеей, надо внести в список, надо сделать бизнес-план тщательнее и т. п.).
- Определиться для себя, каких три главных дела (фактора) для получения прибыли от бизнеса? Их надо делать каждый день!
- Если вы собираетесь открыть свой бизнес, у вас всегда должен быть ответ на следующие вопросы:
- Кто является покупателем моего товара и/или услуги?
- Сколько покупатель готов заплатить за этот продукт?
- Где он его найдет, или как я его (продукт) до него (покупателя) донесу?
- Какая будет себестоимость продукта и можно ли на нем заработать?
Вот такая статья получилась. И напоследок, самое важное. Главный принцип о маркетинговом или бизнес-плане: лучший план является тот, который выполняется. Если вы написали бизнес-план, то он не может быть плохим. Он может быть просто недоработанным. Поэтому, какой бы вы не составили маркетинговый план, обязательно выполняйте его.