Как начать свое дело с нуля, мы на нашем сайте уже говорили. Идем дальше — а как вести бизнес, который только что открыли? Ответ на вопрос «как вести бизнес?» вряд ли существует. Вернее, существует, но это будет либо очень поверхностный ответ, либо в неоднозначном и неприменимом в разных сферах бизнеса виде. Как вести бизнес правильно надо понять, реально ведя свое дело, исходя из своего опыта, а не решать на основании каких-то истин и правил. Хотя стратегические определения и соблюдение неких общих бизнес принципов, конечно, нужны.
В настоящем тексте мы и будем стараться дать ответ на наболевший вопрос: как вести бизнес правильно? Поясню сразу, может, кто-то захочет дальше не читать: буду писать о том, что считаю правильным в ведении собственного дела с точки зрения того, на что стоить обратить больше внимания, а на что меньше, а также приведу некоторые аксиомы бизнеса.
Самое главное в ведении малого бизнеса Итак, что же самое главное в малом бизнесе? Да причем тут малый или немалый – для любого бизнеса (мне так кажется, крупным бизнесом пока не занимался, не знаю :-)).
1.1 Клиенты (и работа с ними) Самое главное в бизнесе – клиенты! Клиенты, друзья, клиенты! Не сотрудники (хотя, они очень важны), не грамотная организация бизнеса (хотя без нее трудно), и даже не собственная эффективность (хотя это ваше все, если вы предприниматель). А клиенты!
Только без клиентов ваш бизнес точно не сможет устоять. Без всего остального – будет тяжко, но шансы есть. Без клиентов – шансов для бизнеса нет. Это, конечно, само по себе понятно, но, тем не менее, счёл нужным подчеркнуть.
Итак, если бы прямо сейчас надо было сказать, как правильно вести бизнес, я бы сказал – да так, чтобы клиентов побольше было :-). Понятно, что это не ответ. Суть в том, чтобы это было ваше главное занятие. Если в цифрах, то можно сказать так: 50% времени вы, как владелец бизнеса, должны тратить на работу с клиентами. А на все остальное – остальные 50% времени. Имейте это в виду, когда пишете бизнес-план.
Тут есть два нюанса. Во-первых, это не значит, что вы лично это должны делать. Вы, конечно, будете делегировать какие-то задачи сотрудникам или отдавать фрилансерам (так эффективнее потому что). Но вы будете планировать, задавать направления, формулировать задачи – и пусть большая их часть касается работе с клиентами. Во-вторых, я не случайно сказал не поиску клиентов, а работе с клиентами. Потому что клиенты — это не только привлечение новых, а еще (или даже важнее) удержание существующих. Потому что вернуть потерянных клиентов гораздо сложнее, чем удержать.
Очень важно грамотно и правильно работать с сотрудниками, с партнерами и поставщиками, да и с самим собой. Но работа с клиентами – это превыше всего. Со всеми клиентами – еще раз говорю. Вам нужно постоянно придумывать и пробовать новые (или старые, если работают) средства привлечения новых клиентов и одновременно выискивать способы удержания существующих.
Продажи Итак, ваша «еще одна самая главная задача» в ведении бизнеса – это продажи. Удивлены? Да, нет, конечно, правда? Иначе, вам бы чем-то другим заняться :-).
Итак, продажи, продажи, продажи. У вас есть клиенты, но если вы им не будете продавать – то они не клиенты, а, допустим, знакомые. Правда, ведь? Поэтому еще раз обращаясь к цифрам, скажем так: из остальных 50% времени (50% вы потратили с клиентами), 40% тратите на то, чтобы выстроить каналы сбыта и продажи. Опять же лучше не собственнолично (хотя пока это не запрещено законом :-)), а создавая условия и принципы ведения бизнеса с упором на эти две основных составляющих.
Клиенты и продажи – вот ваша главная задача. Все остальное – это 10%. При этом, надо вполне серьезно относиться ко всем остальным вопросам, конечно. Бизнес не терпит расслабленности. Но приоритеты есть приоритеты. Когда у вас будет много клиентов, и когда вы им будете много продавать, будет легко решать все остальные задачи, согласитесь. Но, по крайней мере, проще чем, если бы не было продаж и клиентов.
Как управлять бизнесом В вопросе управления своим бизнесом есть два главных момента: первый – планирование, организация и контроль работы, второй – управление финансами и ведение учета. Оба они определяющие и абсолютно взаимозависимы. На практике это означает, что вы не можете выполнять хорошо один из них, если не уделили достаточно внимания второму. Как это выглядит в реальном бизнесе, мы будем разбираться в этом блоке.
Как управлять и как работать с клиентамиУправление клиентскими отношениями – это большая и непростая задача. И чтобы правильно работать с клиентами, придется выстроить весь клиентский путь и пройти через несколько этапов. Как и каких именно, разбираем в этой статье.
Как управлять сотрудникамиРабота сотрудников практически в любом бизнесе имеет определяющую роль. Поэтому так важно правильно организовать работу в компании. Для этого нужно: грамотно организовать работу и взаимодействия; правильно управлять и руководить людьми; мотивировать. Вроде как мало и просто, но это не так:-) Разбираем, что именно нужно сделать в рамках каждой из этих задач.
Риски в малом бизнесе и как ими управлятьУмение управлять риском в бизнесе – очень важный навык. Но не все начинающие предприниматели рассматривают управление риском как необходимую часть бизнес-планирования. Однако это не что иное, как повседневное занятие. Поэтому обязательно изучите, какие есть важнейшие моменты в процессе управления риском в бизнесе.
Советы и рекомендации по ведению бизнеса Напоследок, дам несколько ценных советов и полезных рекомендаций по общей стратегии правильного ведения малого бизнеса.
- Цель – задачи – план. Это действительно работает, поверьте. Ставите перед собой цель, разбиваете ее на отдельные задачи и более мелкие цели, расписываете план по их выполнению – и делаете. Для движения вперед, вам обязательно нужен ориентир – чтобы всегда могли посмотреть, где сейчас находитесь. Это вам добавить мотивации.
- Предприимчивость. Вы должны работать над своим бизнесом, а не в нем. Вы предприниматель, а не работник (пусть и в своем предприятии). Вы должны планировать, определять стратегии, организовать бизнес, вести свою команду. Я понимаю, что в начале собственного бизнеса часто приходится многое делать лично, но, тем не менее – к этому обязательно надо стремиться.
- Экономия. Не надо шикарный офис и крутое кресло. Не надо приемные и секретарши. Делайте бизнес скромнее. Хотя бы по началу. Если есть дополнительные средства, то вы уже знаете, куда их вкладывать: клиенты и продажи, помните?
- Дистанция. Не будьте «друзьями» с вашими сотрудниками. Это плохо. Можете быть справедливыми, щедрыми, честными – но не друзьями. Хотя бы оставайтесь на «Вы». Вариант еще хуже – взять друзей в сотрудники.
- Стратегия. Всегда знайте, куда вы двигаетесь. Определите для себя главное направление и гните свою линию. Помните, ваши сотрудники тоже должны быть в курсе, к чему фирма стремится. Так ваш бизнес устойчивее.
- Ответственность. Если вы не готовы брать ответственность на себя по-настоящему, и всегда ищите, кто виноват, не понимая, что это ВАШ риск, то не занимайтесь бизнесом вообще.
- Бизнес, это прибыль. Если ваш бизнес убыточен, закройте его. Точка.
- Сохраняйте все документы, чеки, и прочие бумажки. По крайней мере, сделайте ксерокопию. Никогда не знаете, когда могут понадобиться. У нас страна такая :-).
- Бонус: советы по ведению бизнеса от Дэна Кеннеди.
Являюсь владельцем бизнеса уже 7 лет. Бизнес идет не шатко ни валко, прочитав данную статью, приобрел новую мотивацию, увидел ошибки ведения дел. Казалось бы ничего в статье особенного, простые советы и рекомендации. Но для тех, кто в теме, от статьи огромная польза. Ничего выдумывать не надо, достаточно просто выполнять рекомендации. Пришел к этому после нескольких лет копания в себе и в деле, прочитав статью. Добавить к статье нечего. Спасибо автору! Искренне желаю успеха!
Евгений, большое спасибо!
Тоже много читаю поо бизнес, сама в бизнасе 7 лет.
Добрый день спасибо за советы очень многое узнал из вашей статьи, многое оказывается делал не правельно.
Вариант еще хуже – взять друзей в сотрудники!
Я с этим не столкнулся хотелось бы знать ?
А все просто – через время, бывает, ни сотрудники ни друзья… Либо страдает бизнес. Просто управлять друзьями в качестве сотрудников сложнее, поверьте. Отношения другие уже.
Все правильно написал, но не соглашусь с тем, что главное-клиенты. Главное-продажи, умение продавать, а клиенты это следствие продаж.
Я о чем: не принесут тебе сто клиентов миллион,никогда. Принесет тебе миллион отдел продаж, который приведет тысячу клиентов.
Клиенты, это те, что уже у тебя что-то купили) Значит продажи есть. И клиенты не следствие продажи, а причина) Клиенты совершают покупки, а не наоборот) Но смысл в общем один и тот же, на самом деле – нужно иметь кому продать, и уметь ему продать…
Не согласен что главное клиенты. Если твой бизнес это производство то продукт который твоя компания производит является главным. То есть качество продукции и эффективность производства. Если ты производищь туфтк ни какая работа с клиентами не увеличит продаж.
Никто не спорит, что качество товара или услуги важно. Супер важно! Но, даже если у Вас есть самый качественный продукт, но на него нет спроса, т. е. нет клиентов – Ваш бизнес обречен. На самом деле, есть полно некачественных товаров вокруг нас, согласитесь – от гигиенического мыла за 15 руб., до китайских игрушек за 30 руб. И на них есть спрос, они нашли своего покупателя, и эти бизнесы живут, и вполне себе хорошо чувствуют.
Все правильно, отличная статья. В моём бизнесе клиенты очень важны, не мало важны и продажи. Занимаюсь металлоломом.
Добрый день,подскажите пожалуйста,что делать если уже есть друзья подчинённые как выйти из этой ситуации, они просто хорошие мастера. Спасибо за помощь, всего наилучшего.
Думаю что, если хотите сохранить и бизнес и друзей, вариант один: открытый честный разговор. Донести, что нужно разделять бизнес и работу от дружбы. Тут к сожалению больше зависит от них, а не от вас. Кто-то сможет (и может быть даже уже это делает) разделять, а кто-то нет. Люди разные. Но, это конечно в любом случае непросто, какие-то обиды все равно будут восприниматься лично и будут влиять на дружбу. Но, главное Вам понять как вы функционируете сейчас, и нужно ли что-то менять, есть ли на самом деле то, что не устраивает, или это только про теорию, что друзей на работу нельзя (теория теорией, но ели на деле у вас все хорошо, то не зачем дергаться).