Как изучить спрос потребителей на услуги и товары, которые собираемся продавать?

Предыдущие шаги руководства по открытию собственного бизнеса

В данном материале поговорим об исследовании спроса и оценки востребованности Вашего продукта (товара и/или услуги). Это довольно важный момент, и в большинстве случаев это обязательно стоит сделать.

Как изучить спрос на товар или услуги, которые будем продавать
Как изучить спрос на товар или услуги, которые будем предлагать

Когда нужно изучить спрос на Ваш товар или услугу?

Спрос нужно изучить еще до того, как запустить бизнес. Это важно, чтобы либо не потратить впустую время и деньги, либо изначально разработать иной подход и правильную стратегию запуска бизнеса. Ведь одно дело бизнес с известным, востребованным продуктом, и совсем другое, когда спроса нет и его надо создавать.
Если Вы собираетесь открывать салон красоты, бизнес, который предлагает понятные, известные всем услуги, Вы можете быть уверены, что потенциально заинтересованная аудитория точно есть. Другое дело, сумеете ли вы до нее достучаться, сделать правильное предложение, выбрать правильное позиционирование, подобрать верное месторасположение и т. п. Но это уже вопрос другой, сейчас не об этом :-).
А когда Вы предлагаете продукт (товара или услугу), мало известный на рынке, у которого пока нет ни спроса, ни «опытной» аудитории, то подход не может быть таким же. В первом случае, Вы просто можете запустить какую-нибудь контекстную рекламу и ждать звонки и посетители :-). Во втором, так не получится – сначала вы должны будете объяснить своей аудитории, что это такое, зачем им нужно, и чем лучше, возможно, своих предшественников.
Большая ошибка, которую некоторые точно допускают, – это запускать свой бизнес, основываясь просто на своих каких-то собственных размышлениях, ощущениях или ожиданиях. Проверить востребованность вашего продукта, а может быть даже не конкретного продукта, а вашего предложения или бизнес-идеи (в конкретном понятном узком виде, как мы ее обсуждали здесь), обязательно стоит.

Кому нужно изучить спрос перед тем, как начать бизнес?

Изучить спрос нужно всем, точно никому не помешает :-). Но давайте чуть задержимся на некоторых особенностях спроса и ниш. В целом, есть ниши существующие, проверенные и новые ниши и предложения, предлагающие новый продукт (товара или услугу).

Существующие, проверенные ниши

Тут есть такой момент: есть такие ниши, которые проверенные временем и которых можно в принципе не изучать, например, продукты питания, детские игрушки или детскую одежду в любом случае будут покупать, ремонт квартир в любом случае люди будут делать. И тут уже, повторяя мысль, высказанную чуть выше, нужно уже думать о том, насколько и как вы сможете сделать им привлекательное предложение.
Но вопрос о спросе нужно рассматривать немного в другом ракурсе – в ракурсе той самой изюминки конкретно вашей бизнес-идеи (о чем мы говорили с вами в первом материале) – насколько именно она востребована, ваша изюминка, узкая конкретика вашей бизнес-идеи. Иными словами, речь идет не о нише – она проверена, она давным-давно существует, в ней все хорошо работает, и вы это видите. Насколько ваше конкретное предложение востребовано – вот это стоит проверить.

Новые ниши

Новая ниша – это с одной стороны хорошо: нет конкурентов :-). Но минусов не меньше: Вы никогда не знаете наверняка, будет ли ваш продукт востребованным… Создавать спрос всегда хуже, дороже, медленнее, сложнее, чем удовлетворять существующий – это факт. Поэтому очень сильно задумайтесь над тем, чтобы тщательно проверить спрос и востребованность вашей услуги, товара, продукта, если это более-менее новая, непроверенная временем ниша.
Но это ни в коем случаем не значит, что нужно отказываться от идеи. Прямо наоборот :-). Именно поэтому и говорим сейчас о том, что нужно заняться изучением спроса на самом первом этапе. И только потом, уже имея хоть какие-то, но реальные данные, принимать решение о том, насколько ваша бизнес-идея реально рабочая, и насколько готовы запускать бизнес по-настоящему.

В каких случаях можно запускать бизнес, не изучив спрос?

Я не знаю :-). По-моему, всегда стоит. Особенно, если говорить об исследовании востребованности своей узкой конкретики и изюминки в любой нише.
Но, конечно, есть ситуации, когда это не так обязательно, т. к. предполагается, что это уже сделали за вас :-). Вот несколько примеров:

  • Готовый бизнес – если вы покупаете готовый, работающий (и успешно) бизнес, то можно смело предположить, что спрос есть. Хотя, конечно, всегда стоит задаться вопрос «а почему его продают» – и тут уже тенденция спада спроса на продукцию может быть одной из причин (но одной из многих, конечно).
  • Франшиза – обычно их делают на востребованных и успешно работающих рынках (хотя есть исключения, в т. ч. просто непонятные или даже мошеннические схемы – в общем, остерегайтесь подделок, и все будет хорошо :-)).
  • Опыт – если Вы работали в успешной компании, которая хорошо развивается, и решили начать такой же бизнес – у вас все данные на руках :-).
  • Бизнес «по наследству» – не по семейному наследству, а, к примеру, по местоположению. Если на месте успешно работающего кафе, которые закрывается по каким-то иным, не бизнес-причинам, то вполне можно предположить, что кафе на этом же месте будет тоже посещаемым (но с оговоркой, что нужно удержать уровень предшественника).

Как изучить спрос?

1. Онлайн инструменты
Сегодня в интернете много маркетинговых инструментов, с помощью которых это сделать довольно легко. Хотя бы на первоначальном уровне, достаточного для понимания того, есть ли спрос или его нет. Это можно сделать несколькими способами:

  • посмотрев статистику Яндекса;
  • изучив данные Google Trends;
  • проанализировав занятость в данной нише рекламных мест в контекстной системе рекламы Яндекс Директ и Google AdWords;

Это четыре инструмента или четыре способа проверить востребованность вашего продукта, это минимум, который вы можете сделать. Чуть ниже я покажу в видео, как это сделать быстро и правильно :-).
2. Опросы

  • Если у Вас работающий бизнес, то вы можете сделать опрос среди своих клиентов. И даже не принципиально, если это совершенно другой бизнес – важнее, чтобы аудитория была похожая (конечно, если вы продавали шины мужчинам, вряд ли их заинтересует ваша изюминка в сугубо женской сфере).
  • Естественно, вы можете спросить ваших знакомых, друзей, коллег, соседей :-). Купили бы ли они ваш товар или воспользовались бы услугой?
  • Также можете пообщаться на тематических площадках, форумах, в группах в соцсетях и иных похожих ресурсах. Или даже понаблюдать за обсуждениями…
  • И еще Вы можете заказать профессиональный опрос у предлагающих таких услуг компаниях, если средства позволяют.

3. Пробный товар
Это, конечно, лучший вариант, хотя и самый затратный – попробовать продать пробный товар/услугу. Требует чуть больше времени и денег, но это все равно не какие-то огромные финансовые вложения – в рамках 5-10 тысяч рублей в большинстве ниш вы можете уже пощупать востребованность товара, услуги или вашего предложения.
Вы можете подать платное или бесплатное объявление на Авито и похожих сайтах, или в соцсетях попытаться продвинуть свой товар, или, если возможности позволяют, создать пробный лендинг-пейдж (одностраничный сайт), запустить контекстную рекламу на, условно, 5 тысяч рублей, и проверить свой продукт и спрос на него. Вы в любом случае получите, как минимум, пищу для размышления.
Хотя есть и подводный камень, и об этом надо сказать:

Если Вы неграмотно сделаете предложение, сайт или рекламу – то вы можете не получить желаемого отклика, но не потому, что людей действительно не интересует то, что предлагаете, т. е. сам продукт, а потому что неправильно это преподнесли: плохой сайт, неверно настроенная реклама, которая «съедает» бюджет…. Все это может повлиять на результат и, соответственно, на ваше восприятие.

Есть еще момент: допустим, у Вас могла была не та выборка людей при исследовании спроса, и Вы получили искаженные данные. Будьте точнее :-).

Что делать, если спроса нет?

У Вас 2 варианта: сворачивать или идти тернистым путем :-). Нужно просто трезво и объективно порассуждать, сверить факты и принять решение. Я выше писал, что создавать спрос, конечно, тяжелее, чем удовлетворят существующий. Но это, возможно, и самое главное! Но нужно быть уверенным в том, что у Вас реально классный продукт, который будет интересен и полезен рынку. Если действительно можете предложить что-то, что заинтересует аудиторию, и за что люди будут готовы платить деньги – то вперед.
Заключение
В заключении скажу следующее: я всегда за то, чтобы начинать бизнес в существующей и понятной нише, но найти в нее узкий сегмент и четко себя позиционировать. Это просто надежнее. Если Вы, конечно, не планируете покорят мир :-).
Предыдущий шагСледующий шаг

Автор:

Игор Ивчевски

Специалист по «pre-click & inbound» маркетингу и пользовательскому SEO.
Все публикации автора
Спасибо, что прочли статью! Если сочли её полезной, пожалуйста, поделитесь ссылкой в соцсетях или мессенджерах: