В этой статье я поделюсь определенным алгоритмом действий для тех, кто интересуется: с чего начать свой бизнес. Не буду настаивать на том, что начать свое дело можно только так, как я предлагаю, и никак иначе. Нет, я лишь советую на основании своего опыта и пониманием того, как и с чего начинается любой бизнес.

начать свой бизнес

Прежде чем начать свой бизнес…

Я придерживаюсь мысли, что все люди, с точки зрения того, как и с чего начать свой бизнес, делятся на деятелей и мечтателей. Мечтают все, но делают немногие! Именно в этом и кроется ответ на вопрос: «С чего начать свой бизнес?». Начать с того, чтобы стать не мечтателем, а деятелем. Знать, иметь или уметь ВСЕ, что вам вроде бы нужно, чтобы начать свое дело, у вас никогда не получится. Всегда захотите еще немного почитать, еще чему-то научиться… и так и останетесь мечтателем.

Чтобы начать свой малый бизнес, вы должны не хотеть, а делать его. Пусть медленно, шаг за шагом, но все же создавать свой собственный бизнес с нуля, работать над ним. По-другому не бывает. Это банально, и вы, наверное, не раз об этом слышали. Но это – правда.

Решив заняться предпринимательством, нужно быть готовым, что вокруг вас всегда будут те, кто будет пытаться оспорить ваше решение. Они будут говорить:

  • “Нет, нет, это у тебя не получится”;
  • “Это уже прошлое, кому это интересно”;
  • “Ты потеряешь все деньги”;
  • “Твоя идея глупая”;
  • “Я знаю человека, который пытался сделать нечто подобное и обанкротился”.

Старайтесь избегать таких людей, особенно на начальном этапе жизненного цикла вашего бизнеса. Проблема в том, что многие из таких пессимистов могут быть члены вашей семьи или близкие друзья. Это не означает, что они имеют плохие намерения, но, не желая того, наносят ущерб вашему не начавшемуся бизнесу, даже не зная об этом. Не буду советовать избегать общения с ними, но, если вы хотите построить успешный бизнес, то хотя бы не принимайте их слова о бизнесе всерьез.

Если вас будут окружать люди, которые разрушают ваши креативность и творчество, то ваш бизнес не будет таким, каким он должен быть – успешным. Выбирайте людей, которые точно поддержат вас, у которых похожие жизненные идеи, и общайтесь с ними. Это позволит вам расслабиться, получить новые бизнес-знания и увеличить ваше творчество.

Я знаю очень много людей, у которых были идеи, которые впоследствии стали успешными бизнесами. Но уже с другими владельцами, к сожалению для них.

Ошибки начинающих предпринимателей

Предприниматель является менеджером своего бизнеса. Все происходящее в и вокруг бизнеса – результат какой-то активности (или неактивности) предпринимателя. Для предпринимателя много чего может обернуться бизнес-катастрофой. Но, помните, что любую катастрофу можно избежать.

Так, например:

  • Начало бизнеса является результатом бизнес-идеи в сочетании с бизнес-планом. Плохое начало означает, что либо бизнес-идея, либо бизнес-план были не до конца доработанными.
  • Недостаток финансирования является результатом плохого финансового планирования, неконтролируемых расходов, слишком больших запасов продукции.
  • Низкое качество продукции является результатом плохой закупки или производства, если бизнес находится в секторе производства.
  • Плохая маркетинговая программа является результатом плохого маркетингового плана, низкого уровня творчества в планировании и маркетинге, а также не самыми большими маркетинговыми знаниями предпринимателя.
  • Отсутствие поддержки со стороны семьи является результатом плохой организации времени предпринимателя.
  • Незнание является результатом отсутствия постоянного образования и совершенствования предпринимателя.
  • Плохой выбор места является результатом плохого анализа и недостатков в бизнес-плане.

Чтобы избежать всех этих бизнес-катастроф, просто придерживайтесь проверенного алгоритма действий.

Свое дело – как начать: пошаговый алгоритм

Итак, давайте по шагам разберем, как начать свой бизнес с нуля. Очень важно, чтобы эти шаги выполнялись в том порядке, в котором представлены ниже.

Шаг 1. Решение

Это очень серьезно. Пусть вам кажется, что вы его уже приняли. Некоторые, наверняка, да. Но не все, к сожалению. Вы должны принять непростое решение, что вы хотите начать и вести собственный бизнес. Надолго. Навсегда. И это гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Решение – это не просто желание быть предпринимателем, желание начать свое дело. И не мечта разбогатеть или не работать на дядю. Это глубокое убеждение, что вы внутренне готовы к этому. Что вы готовы чем-то жертвовать – своим временем, хобби, развлечениями, просмотром телевизора. Что вы готовы работать. Что вам придется выйти из своей зоны комфорта. Что вы готовы сталкиваться с трудностями и не раз. Что вы готовы часто принимать нелегкие решения.

Если вы собирались начать свой бизнес, думая, что ваша жизнь не изменится, мой вам совет – продолжайте работать на дядю. И это действительно совет с добрыми намерениями. Вам будет так комфортнее. И если бы вы спросили, с чего начать бизнес, я бы сказал: с готовности меняться и менять все (почти) вокруг. К лучшему, конечно же :-).

Если же вы готовы – отлично, я рад за вас! Я уверен, если вы приняли твердое решение начать свой бизнес и не сдаваться, у вас все получится.

«Если вы думаете, что у вас все получится, значит так оно и будет. Если вам кажется, что у вас ничего не выйдет, – так и случится. И в том, и в другом случае вы оказываетесь правы».

Генри Форд

Шаг 2. Идея собственного бизнеса

Чтобы начать свое дело, конечно, нужно иметь бизнес-идею. Бизнес-идея – это не что-то супер уникальное и непревзойденное. Бизнес-идеей может стать маленькая изюминка в совсем даже древнем бизнесе. Можно, конечно, и без изюминки – но так сложнее.

Для ясности давайте будем говорить так: вы должны решить, чем будете заниматься. Только не торопитесь. Любая бизнес-идея нуждается в оттачивании. Возможно, вы уже точно знаете, какой именно бизнес хотите начать. А, возможно, вы просто решили заняться бизнесом, как я в свое время. Чем именно – еще надо определиться. Откуда взять рабочую бизнес-идею, и как понять, будет ли она востребована?

Если очень коротко, то процесс поиска идеи может проходить по следующему плану:

  1. Напишите несколько бизнес-идей, которые вам кажутся интересными, креативными, прибыльными, которые вам понятны и близки. Чем больше идей, тем больше шансов, что выберете правильную.
  2. Сделайте небольшой анализ рынка для каждой из этих идей. Простой анализ через беседы с близкими, дальними родственниками, друзьями, знакомыми и всеми, кто может быть полезным. А также прибегайте к помощи интернета. На этом этапе вы можете проанализировать конкурентов (при необходимости прийти к ним на точку, если бизнес офлайн). Все исследования записывайте, чтобы дальше могли дать оценку бизнес-идеям и понять, как правильно начать свое дело.
  3. Оцените все свои идеи на основе результатов анализа. Составьте рейтинг. Идеи с низким показателем, сразу сбрасывайте со счетов. Если одна идея явно превосходит все остальные, то выбор автоматически сделан. Но если разница в тройке лидеров невелика, то нужно проводить дополнительные исследования и анализы, чтобы выбрать лучшую из них.

Как я написал – это очень сокращенный путь к созданию идеи. Более развернуто, пошагово описано в статье  «Как найти идею для бизнеса».

Совет: при выборе бизнес-идеи, обратите внимание на спрос, конкуренцию, маржу, трудовые затраты, возможность дополнительных продаж и долгосрочного сотрудничества.

Шаг 3. Финансы

Оцените ваше финансовое состояние. Этот шаг очень важен для вас лично и для вашего будущего бизнеса. Посчитайте все, что у вас есть: в банке, в ящике, в карманах или там, где вы храните деньги. Сделайте приблизительную оценку того, сколько денег потребуется для запуска бизнеса. Есть ли у вас достаточно? Вам потребуются еще деньги? Откуда взять, если у вас не хватает? Четко ответьте на эти вопросы, прежде чем двигаться дальше.

Шаг 4. План действий

Обычно после того, как определились с бизнес-идеей, рекомендуют написать бизнес-план. Но я бы хотел добавить тут маленький шажок в виде плана действий до того, как вы начнете свой бизнес-план. Это вам поможет быстрее реализовать намеченное. В плане действий будут содержаться, как очевидные шаги, типа написать бизнес-план, зарегистрировать фирму или снять офис, так и менее очевидные, как пересмотреть сделанное на каком-то этапе и внести изменения (далеко не все это делают) или посетить семинар, или организовать какую-то встречу. Все эти моменты могут быть вам полезны как до, так и после начала вашего собственного бизнеса, так что стоит внести их в свои планы. Просто запишите себе, что и когда надо сделать.

Шаг 5. Бизнес-план

У нас все еще далеко не все начинают бизнес с бизнес-плана. Но тем не менее, бизнес-план является тем, что покажет будущее вашего бизнеса (по крайней мере будет хоть какое-то представление о нем). Бизнес-план может показать вам цели и прогнозируемую ситуацию в начале бизнеса. Проще говоря, бизнес-план – это тот инструмент, который превращает вашу потенциальную энергию в виде бизнес-идеи в нечто уже более ощутимое.

Главное в бизнес-плане – это не само его написание, а та работа, которую вы проделаете в процессе. Исследования, сравнения, изучение конкурентов, анализы и прочее – это то, что вам больше всего нужно, что даст вам очень ценное преимущество в виде знаний рынка и своего бизнеса, в частности.

Полное до мелочей описанное составление бизнес-плана находится в соответствующем разделе, поэтому здесь подробно не будем задерживаться на этом.

Но не могу не сказать то, что считаю важным: написание бизнес-плана для себя лично и для привлечения инвестиций, на мой взгляд, сильно отличается. Для себя лично полноценный, оформленный по всем правилам бизнес-план не нужен – лучше потратить время на более полезные вещи при начинании собственного дела. Я сам потратил уйму времени, чтобы написать бизнес-план, большая часть которого не понадобилась.

НО! Не пренебрегайте теми частями бизнес-плана, которые помогут вам лучше понять и ваш бизнес, и рынок в целом. Это исследование, планирование и анализ – маркетингово-финансовая часть бизнес-плана. Об этом вы тоже прочитаете в вышеуказанной статье о составлении бизнес-планов.

Шаг 6. Создание маркетингового плана

Маркетинговый план может быть частью предыдущего шага или может рассматриваться как отдельный шаг, на ваш выбор. Хороший маркетинговый план способствует более быстрому достижению ваших целей. О том, что важно учитывать при составлении маркетингового плана, я писал в отдельной статье.

Шаг 7. Регистрации фирмы

Маркетинговый и бизнес-план готовы. Теперь вы можете запускать свой бизнес. Следующий шаг – регистрация фирмы. Можно выбрать разные формы (чаще всего ООО или ИП). Для регистрации достаточно просто обратиться к фирме, которая оказывает такие услуги, и за небольшую плату они сделают всю работу. Если вы не хотите платить, то можете заняться и самостоятельно, ничего сложного в этом нет. Вот здесь есть инструкции по открытию ИП, а здесь – по регистрации ООО.

Шаг 8. Организация собственного бизнеса

Под «организацией своего бизнеса» я понимаю обеспечение всех необходимых условий и ресурсов для того, чтобы начать этот бизнес. Например, вам нужно будет:

  • Найти соответствующий персонал.

Для этого нужно составить план оценки кандидатов на работу. Какими качествами они должны обладать? Четко ответьте себе на этот вопрос. Попросите рекомендации, проведите интервью и оценивайте их. Выбирайте кандидатов с наибольшим количеством очков. Если вы планируете работать в качестве ИП и не нанимать пока сотрудников, то пропустите этот шаг.

  • Найти и снять офисное помещение (складское, продажное) в зависимости от того, каким бизнесом будете заниматься (если оно реально нужно!).
  • Определиться с тем, как будете продвигаться в начале бизнеса, и разработать соответствующую рекламу.
  • Наладить коммуникационные каналы, спланировать процессы взаимодействия: как внутренние (между сотрудниками), так и внешние (с поставщиками и клиентами).
  • Организовать документооборот и делопроизводство предприятия.

В зависимости от вида бизнеса, будут определенные специфики и их, конечно, необходимо учитывать. Возможно, вам что-то из перечисленного не понадобится вообще. Например, искать сотрудников, если собираетесь начать бизнес в одиночку, или снять помещение, если ваш бизнес позволяет работать из дома. Но в любом случае, вам придется обдумать и рассмотреть все организационные моменты.

Особое внимание нужно уделить маркетингу, т.е. тому, как вы будете привлекать клиентов. Это самое главное не только в начале бизнеса, а вообще всегда. Делайте «обдуманную рекламу» – подробнее об этом читайте здесь.

Шаг 9.  Запуск собственного дела

Все, начинайте! Надеюсь, вы решили, с чего начать свой бизнес. А как привлечь новых (или первых) клиентов, читайте по ссылке.

Я надеюсь, что данная статья была вам полезна.

Помните, что все в ваших руках. Катастрофы в бизнесе приходят не сами по себе, они являются результатом конкретной причины, которая практически всегда связана с планированием или ведением бизнеса. Поэтому вы должны брать ответственность на себя и решать все возникающие трудности.

Предприниматель не имеет права сказать: «Не идет, не повезло!» Бизнес – не везение и не удача, а навыки, опыт и знания. Так что, совершенствуйтесь! Постоянно!

Желаю вам терпения и удачи в начинании собственного бизнеса.

Автор:

Игор Ивчевски

Предприниматель, Маркетинг-аналитик, Специалист по "pre-click" маркетингу в Интернете, Отец троих детей.
Все публикации автора
Спасибо, что прочли статью! Если сочли ее полезной, пожалуйста, поделитесь ссылкой в соцсетях или мессенджерах:


Подпишитесь на полезную рассылку

Каждую неделю я буду присылать Вам на Ваш почтовый ящик полезные бизнес материалы: практические советы, инструменты и инструкции. Они помогут Вам увеличить прибыль от своего бизнеса или уменьшить риски в его начале.

Подробнее о рассылке

Никакого спама! Вы можете в любой момент отписаться от рассылки. Но я уверен, что Вы не захотите этого :-). Просто потому что я буду стараться быть полезным для Вас и Вашего бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *