Как составить коммерческое предложение правильно?
01.01.2014Факторы и секреты успеха в бизнесе
24.05.2023На тему, как наладить бизнес, я уже писал в статье о том, как организовать свой бизнес. Но так как наладить бизнес – не самая простая вещь, вернемся к этой теме еще раз. В будущем, наверное, будем возвращаться еще. В сегодняшней статье я поделюсь мнением о том, как наладить бизнес с точки зрения его систематизации, т.е. разделение бизнес-процессов на несколько подсистем и их интеграция, и организация.
Хотелось бы отметить (хотя для вас это, читатель, с точки зрения ведения собственного дела может оказаться малозначительным), что данную статью разместил в рубрику “Начало бизнеса”, а не “Ведение бизнеса”, хотя, наверное, второе было бы правильнее. Но, считаю, что нужно наладить бизнес-процессы еще в самом начале своего дела, поэтому статья помещена в “Начало бизнеса”. Хотя понимаю, что для совсем начинающего предпринимателя – это не самая простая задача, но стремиться нужно именно к этому.
Во-первых, важно отметить, что бизнес является единым целым, и разделение его на отдельные элементы делается с практической точки зрения. Верно, что существуют разные бизнес-процессы с разными промежуточными задачами и целями, но очень взаимозависимые, и в итоге все равно отвечающие за единый результат – прибыль. Прибыль ведь конечная цель любого бизнеса, это не обсуждается.
Итак, какие бизнес-системы нужно наладить? Перечисляю некоторые:
Список, конечно, не исчерпывающий. Все эти процессы, по сути, являются частью какого-то более глобального бизнес-процесса, который мы пытаемся наладить. Например, обучение персонала и коммуникации в организации – часть HR, слежение за конкурентами и рынком – маркетинг и т. п.
Это я к чему говорю? Да к тому, что очень важно вот так провести систематизацию своего бизнеса до последнего звена, и улучшать каждое из них. Одно слабое звено может плохо отразиться на бизнесе в целом. Также как, например, если какая-то одна часть автомобиля выйдет из строя, он не поедет. Это и есть взаимодействие в системе. Заменив одну часть автомобиля, вы починили целую систему – машина поехала. Точно также может быть и в бизнесе: системы так устроены – много элементов, одно целое.
И опять же, зачем я это все рассказываю? Статья ведь о том, как наладить бизнес. Чтобы грамотно наладить бизнес, друзья, важно понять его как систему, разложить по полочкам и рассматривать каждый отдельно взятый бизнес-процесс, как возможность для налаживания и улучшения бизнеса в целом.
Чтобы помочь вам систематизировать свой бизнес, я сделал небольшой опросник, ответив на который, вы сможете более глубоко понять все бизнес-процессы в вашем собственном деле. Не думайте, что для этого нужна какая-то особая подготовка или ресурсы. Все, что нужно – голова на плечах :-).
Например, у вас магазин по сбыту бытовой техники. То есть, вы занимаетесь продажами техники. Что это означает? Это значит, что вы должны закупить эту технику (или, может, произвести, если вы производитель), привезти в свой магазин, привлечь потенциальных клиентов, продать (!) им, доставить товар, обеспечить сервисное обслуживание. То же самое другими словами: найти поставщика (обеспечить каналы коммуникации с ними), организовать логистику, провести маркетинг, организовать продажи, организовать вторичную логистику, сервис и поддержку клиентов. Плюс параллельно контролировать работу сотрудников, следить за тенденциями рынка, поведением конкурентов и т.д.
Я набросал простой пример, и вот, как получилось. Каждый из этих процессов, скорее всего, имеет свои подпроцессы, скажем так. Например, организация продажи может подразумевать, что вам придется в частности обучать своих сотрудников продажам. Ну, скажем, я не могу знать, может, они профессионалы :-). Или, что понятно, что в плане маркетинга надо обдумать, как и где будете рекламироваться. Ну и так далее. Вот вам и определенная систематизация бизнеса.
Тут, скорее, сразу понятно, но тем не менее. Сразу понятно, потому что я считаю, что в любом бизнесе самое важное – маркетинг. Привлечение новых клиентов и удержание старых. Суть вопроса больше в том, какой фактор на втором, третьем месте и так далее. Первое я уже отдал :-). Рейтинг какой-то составить. В общем надо понять взаимосвязи всех этих процессов и определить приоритеты. Вот, что имел ввиду. Так лучше звучит :-).
Вы составили рейтинг (в котором маркетинг всегда заранее на первом месте, я вас предупреждал :-)) и начинаете реально думать, как наладить бизнес-процесс? Именно тот, который является приоритетом. Ищите решения, как можно больше. Когда вы смогли наладить один бизнес-процесс, вы уже начали налаживать бизнес в целом. Далее следующий процесс и так далее, и так вокруг. Даже тем самым, что вы лучше понимаете, как устроен ваш бизнес и как бизнес-процессы взаимодействуют между собой, вы уже сделали огромный шаг к грамотной организации вашего бизнеса, не сомневайтесь.
Простой пример: допустим, вы грамотно наладили работу с базой клиентов, и они к вам возвращаются снова и снова. Понятно, что вы получите больше продаж и больше прибыли. Но и другие бизнес-процессы улучшатся (если вы, конечно, не делаете громких ошибок в других частях системы бизнеса). Например, больше прибыли, больше бюджет на маркетинг – лучший маркетинг. Больше продаж (и чаще), значит, накапливается опыт, а тем самым и мастерство у ваших продавцов. Больше постоянных клиентов у вас означает более стабильное сотрудничество для поставщиков тоже – вы будете у них иметь приоритет. Ну, и так далее.
Это очень грубый пример, конечно, но просто для наглядности. Каждый элемент системы улучшает систему в целом, это закон физики. А в том, что бизнес – это система, сомневаться не стоит.
Повторю саму суть: найти самые нижние звенья в бизнес-процессах и улучшать каждое из них по приоритетности.
Конечно, надо следить и измерять результаты всех этих “улучшений”. Вдруг это не улучшения для вашего бизнеса? 🙂 В общем, как всегда говорю, контроль и анализ, друзья. Только так вы можете быть уверены в том, что вы на правильном пути и сможете наладить свой бизнес.
Давайте вернемся к нашему списку из основных бизнес-систем и процессов, который я выложил выше и обсудим его подробнее. Пункты в этом списке обязательны для выполнения в любом бизнесе. Правда, с различной степенью приоритетности в разных типах бизнеса. Не думайте, что там громкие слова, и что это сложное занятие. Как наладить бизнес, в самом деле, не такой уж непреодолимый вопрос.
Все, что нужно (с точки зрения этой статьи), это создание определенных правил и схем, по которым и будет выполняться работа в вашем бизнесе. Ну, организация предприятия, если вам больше по душе. Проще говоря, должен быть какой-то внутренний распорядок. То есть не пускайте все на поток. Я не могу вам здесь рассказать, как это должно выглядеть. Тем более, не все разновидности бизнеса – одинаковые, вернее – совсем разные. Но одно могу сказать: бизнес нужно начать с того, что ВЫ еще в самом начале должны определить правила игры в вашем бизнесе и следить за их соблюдением.
Это вы должны сказать (и задокументировать, естественно), по каким критериям оценивается результат, какая зона ответственности каждого, что, как, кем и когда выполняется и т. п. И это касается всех пунктов этого списка. Просто внесите ясность в работу. Вот и все. Конечно, теория теорией, и на практике все по-другому, но тем не менее.
Еще один пункт, который хотелось бы обсудить в этой статье, – это потенциал бизнеса. Он содержит сотни разных бизнес-моментов, но в основном, кроется, на мой субъективный взгляд, на 10-ти основных элементах. Предлагаю разобрать их.
Бизнес идея – это основной источник малого бизнеса, оттуда все начинается в каждом бизнесе. И, само собой, что ее потенциал во многом определяет потенциал бизнеса в целом.
Бизнес-план, как составляющая бизнес потенциала надо рассматривать с ракурса практического применения бизнес идеи, то есть, как инструкцию практического применения абстрактности в виде бизнес идеи.
Успешный предприниматель сам по себе очень важный источник потенциала для своего бизнеса. А потенциал кроется в его умении быть устойчивым и решительным. Конечно, не только это, много других качеств тоже требуется. Как бы то ни было, сам предприниматель, наверное, самый важный момент бизнес потенциала собственного дела.
Тут главное не само качество продукта, как таковое, а то, какую проблему или потребность аудитории он решает (и решает ли вообще). Понятно, что, насколько большую потребность он решает, настолько больше будет бизнес потенциал.
Я писал статью о том, что запасы могут отрицательным образом повлиять на эффективность вашего бизнеса. Но это не значит, что их не должно быть, конечно. Запасы в некотором смысле являются гарантом стабильных продаж. Поэтому найдите баланс. Это повлияет на потенциал бизнеса в целом, поверьте.
Даже писать ничего не надо, правильно? 🙂 Больше денег, больше потенциала. Все понятно. Только хочу сказать, это отнюдь не гарантия успеха. Да, потенциал выше с деньгами, но все еще не значит, что с деньгами успех в бизнесе обеспечен. Вовсе нет, я уверен, никто еще не отменял грамотное обращение с ними.
Маркетинг – это самая важная составляющая бизнеса, я не устаю это говорит. И, если вы можете грамотно его вести, то свежая энергия в вашем бизнесе будет поступать постоянно. Свежая энергия – это новые клиенты, конечно же, простите за поэзию :-).
В бизнесе нужно продавать, а не ждать, когда кто-то что-то у вас купит. Я так думаю :-). Поэтому ваш отдел продаж (или продавец) – очень важное звено в вашем бизнесе. Не скупитесь обучить его. Бизнес потенциал возрастет в разы, это точно.
Цены на вашу продукцию должны определяться так, чтобы окупать ваш бизнес и приносить прибыль. Если это не так, то никакого бизнес потенциала нет. Поэтому стоит задуматься, не как продать дешевле конкурента, а как продавать дороже.
Конечно, не столь актуально для всех бизнесов, но для некоторых это так принципиально, что нельзя было не включить в список. Суть, думаю, понятна, объяснения не требуются. 🙂
Итак, в этой статье я рассказал о 10 основных, на мой взгляд, элементах потенциала бизнеса. Другое мнение о том, что такое бизнес и предпринимательство, читайте здесь. Также показал, как систематизировать и улучшить бизнес.
Самый простой способ наладить бизнес – систематизировать отдельные бизнес-процессы в своем бизнесе и улучшать каждый из них. Иными словами, наладить бизнес – это, в первую очередь, понять взаимодействие и влияние друг на друга разных процессов, а потом грамотно и предельно ясно организовать правила их выполнения таким образом, чтобы это привело к улучшению всего бизнеса.
Наверное, можно делать и по-другому. Может быть, в крупном бизнесе удается налаживать бизнес прямо вверху. Но для малого и микро бизнеса, уверен, нужно начинать налаживать бизнес с самых низов. Таково мое мнение. А ваше?
1 Комментарий
Мне очень понравилось Ваше мнение. В большом бизнесе также надо начинать с низших ступеней, потому что пробуксовка на этих уровнях медленнее сказывается за счёт масштаба, но и провалы даёт гораздо ощутимее, так как времени уходит гораздо больше на все, в том числе и на выправление. Благодарю Вас.