Как наладить бизнес

Как грамотно составить коммерческое предложение

Как составить коммерческое предложение правильно?

01.01.2014
Факторы и секреты успеха в бизнесе

Факторы и секреты успеха в бизнесе

24.05.2023

На тему, как наладить бизнес, я уже писал в статье о том, как организовать свой бизнес. Но так как наладить бизнес – не самая простая вещь, вернемся к этой теме еще раз. В будущем, наверное, будем возвращаться еще. В сегодняшней статье я поделюсь мнением о том, как наладить бизнес с точки зрения его систематизации, т.е. разделение бизнес-процессов на несколько подсистем и их интеграция, и организация.

Хотелось бы отметить (хотя для вас это, читатель, с точки зрения ведения собственного дела может оказаться малозначительным), что данную статью разместил в рубрику “Начало бизнеса”, а не “Ведение бизнеса”, хотя, наверное, второе было бы правильнее. Но, считаю, что нужно наладить бизнес-процессы еще в самом начале своего дела, поэтому статья помещена в “Начало бизнеса”. Хотя понимаю, что для совсем начинающего предпринимателя – это не самая простая задача, но стремиться нужно именно к этому.

как наладить бизнес
Как наладить бизнес или что нужно делать, чтобы его улучшить?

Какие бизнес-процессы нужно наладить?

Во-первых, важно отметить, что бизнес является единым целым, и разделение его на отдельные элементы делается с практической точки зрения. Верно, что существуют разные бизнес-процессы с разными промежуточными задачами и целями, но очень взаимозависимые, и в итоге все равно отвечающие за единый результат – прибыль. Прибыль ведь конечная цель любого бизнеса, это не обсуждается.

Итак, какие бизнес-системы нужно наладить? Перечисляю некоторые:

  • Система организации работы в бизнесе.
  • Система мотивации и управления персоналом.
  • Система коммуникации на предприятии.
  • Система коммуникации с клиентами (существующими и потенциальными).
  • Система слежения за конкурентами и рынком.
  • Система обучения, роста и развития.
  • Системы, тесно связанные со спецификой конкретного бизнеса.

Список, конечно, не исчерпывающий. Все эти процессы, по сути, являются частью какого-то более глобального бизнес-процесса, который мы пытаемся наладить. Например, обучение персонала и коммуникации в организации – часть HR, слежение за конкурентами и рынком – маркетинг и т. п.

Это я к чему говорю? Да к тому, что очень важно вот так провести систематизацию своего бизнеса до последнего звена, и улучшать каждое из них. Одно слабое звено может плохо отразиться на бизнесе в целом. Также как, например, если какая-то одна часть автомобиля выйдет из строя, он не поедет. Это и есть взаимодействие в системе. Заменив одну часть автомобиля, вы починили целую систему – машина поехала. Точно также может быть и в бизнесе: системы так устроены – много элементов, одно целое.

И опять же, зачем я это все рассказываю? Статья ведь о том, как наладить бизнес. Чтобы грамотно наладить бизнес, друзья, важно понять его как систему, разложить по полочкам и рассматривать каждый отдельно взятый бизнес-процесс, как возможность для налаживания и улучшения бизнеса в целом.

Как систематизировать и улучшить бизнес?

Чтобы помочь вам систематизировать свой бизнес, я сделал небольшой опросник, ответив на который, вы сможете более глубоко понять все бизнес-процессы в вашем собственном деле. Не думайте, что для этого нужна какая-то особая подготовка или ресурсы. Все, что нужно – голова на плечах :-).

1. Что ИМЕННО вы делаете в своем бизнесе? Как ИМЕННО устроен ваш бизнес и/или отрасль?

Например, у вас магазин по сбыту бытовой техники. То есть, вы занимаетесь продажами техники. Что это означает? Это значит, что вы должны закупить эту технику (или, может, произвести, если вы производитель), привезти в свой магазин, привлечь потенциальных клиентов, продать (!) им, доставить товар, обеспечить сервисное обслуживание. То же самое другими словами: найти поставщика (обеспечить каналы коммуникации с ними), организовать логистику, провести маркетинг, организовать продажи, организовать вторичную логистику, сервис и поддержку клиентов. Плюс параллельно контролировать работу сотрудников, следить за тенденциями рынка, поведением конкурентов и т.д.

Я набросал простой пример, и вот, как получилось. Каждый из этих процессов, скорее всего, имеет свои подпроцессы, скажем так. Например, организация продажи может подразумевать, что вам придется в частности обучать своих сотрудников продажам. Ну, скажем, я не могу знать, может, они профессионалы :-). Или, что понятно, что в плане маркетинга надо обдумать, как и где будете рекламироваться. Ну и так далее. Вот вам и определенная систематизация бизнеса.

Вступайте в мой Телеграм-канал

Рассказываю о том, как малому бизнесу зарабатывать в разы больше денег с помощью интернет-маркетинга и эффективного сайта

Вступайте в мой
Телеграм-канал

Рассказываю о том, как малому бизнесу зарабатывать в разы больше денег с помощью интернет-маркетинга и эффективного сайта

2. Какой из процессов имеет самое существенное влияние на прибыль в моем бизнесе?

Тут, скорее, сразу понятно, но тем не менее. Сразу понятно, потому что я считаю, что в любом бизнесе самое важное – маркетинг. Привлечение новых клиентов и удержание старых. Суть вопроса больше в том, какой фактор на втором, третьем месте и так далее. Первое я уже отдал :-). Рейтинг какой-то составить. В общем надо понять взаимосвязи всех этих процессов и определить приоритеты. Вот, что имел ввиду. Так лучше звучит :-).

3. Как можно улучшить приоритетный на данный момент бизнес-процесс?

Вы составили рейтинг (в котором маркетинг всегда заранее на первом месте, я вас предупреждал :-)) и начинаете реально думать, как наладить бизнес-процесс? Именно тот, который является приоритетом. Ищите решения, как можно больше. Когда вы смогли наладить один бизнес-процесс, вы уже начали налаживать бизнес в целом. Далее следующий процесс и так далее, и так вокруг. Даже тем самым, что вы лучше понимаете, как устроен ваш бизнес и как бизнес-процессы взаимодействуют между собой, вы уже сделали огромный шаг к грамотной организации вашего бизнеса, не сомневайтесь.

Простой пример: допустим, вы грамотно наладили работу с базой клиентов, и они к вам возвращаются снова и снова. Понятно, что вы получите больше продаж и больше прибыли. Но и другие бизнес-процессы улучшатся (если вы, конечно, не делаете громких ошибок в других частях системы бизнеса). Например, больше прибыли, больше бюджет на маркетинг – лучший маркетинг. Больше продаж (и чаще), значит, накапливается опыт, а тем самым и мастерство у ваших продавцов. Больше постоянных клиентов у вас означает более стабильное сотрудничество для поставщиков тоже – вы будете у них иметь приоритет. Ну, и так далее.

Это очень грубый пример, конечно, но просто для наглядности. Каждый элемент системы улучшает систему в целом, это закон физики. А в том, что бизнес – это система, сомневаться не стоит.

Повторю саму суть: найти самые нижние звенья в бизнес-процессах и улучшать каждое из них по приоритетности.

4. Что-то улучшилось? Что именно? Как это измеряется?

Конечно, надо следить и измерять результаты всех этих “улучшений”. Вдруг это не улучшения для вашего бизнеса? 🙂 В общем, как всегда говорю, контроль и анализ, друзья. Только так вы можете быть уверены в том, что вы на правильном пути и сможете наладить свой бизнес.

Налаживаем основные бизнес-системы в своем бизнесе

Давайте вернемся к нашему списку из основных бизнес-систем и процессов, который я выложил выше и обсудим его подробнее. Пункты в этом списке обязательны для выполнения в любом бизнесе. Правда, с различной степенью приоритетности в разных типах бизнеса. Не думайте, что там громкие слова, и что это сложное занятие. Как наладить бизнес, в самом деле, не такой уж непреодолимый вопрос.

Все, что нужно (с точки зрения этой статьи), это создание определенных правил и схем, по которым и будет выполняться работа в вашем бизнесе. Ну, организация предприятия, если вам больше по душе. Проще говоря, должен быть какой-то внутренний распорядок. То есть не пускайте все на поток. Я не могу вам здесь рассказать, как это должно выглядеть. Тем более, не все разновидности бизнеса – одинаковые, вернее – совсем разные. Но одно могу сказать: бизнес нужно начать с того, что ВЫ еще в самом начале должны определить правила игры в вашем бизнесе и следить за их соблюдением.

Это вы должны сказать (и задокументировать, естественно), по каким критериям оценивается результат, какая зона ответственности каждого, что, как, кем и когда выполняется и т. п. И это касается всех пунктов этого списка. Просто внесите ясность в работу. Вот и все. Конечно, теория теорией, и на практике все по-другому, но тем не менее.

Еще один пункт, который хотелось бы обсудить в этой статье, – это потенциал бизнеса. Он содержит сотни разных бизнес-моментов, но в основном, кроется, на мой субъективный взгляд, на 10-ти основных элементах. Предлагаю разобрать их.

Основные составляющие потенциала бизнеса

1. Бизнес-идея

Бизнес идея – это основной источник малого бизнеса, оттуда все начинается в каждом бизнесе. И, само собой, что ее потенциал во многом определяет потенциал бизнеса в целом.

2. Бизнес-план

Бизнес-план, как составляющая бизнес потенциала надо рассматривать с ракурса практического применения бизнес идеи, то есть, как инструкцию практического применения абстрактности в виде бизнес идеи.

3. Предприниматель

Успешный предприниматель сам по себе очень важный источник потенциала для своего бизнеса. А потенциал кроется в его умении быть устойчивым и решительным. Конечно, не только это, много других качеств тоже требуется. Как бы то ни было, сам предприниматель, наверное, самый важный момент бизнес потенциала собственного дела.

4. Продукт

Тут главное не само качество продукта, как таковое, а то, какую проблему или потребность аудитории он решает (и  решает ли вообще). Понятно, что, насколько большую потребность он решает, настолько больше будет бизнес потенциал.

5. Запасы

Я писал статью о том, что запасы могут отрицательным образом повлиять на эффективность вашего бизнеса. Но это не значит, что их не должно быть, конечно. Запасы в некотором смысле являются гарантом стабильных продаж. Поэтому найдите баланс. Это повлияет на потенциал бизнеса в целом, поверьте.

6. Наличные

Даже писать ничего не надо, правильно? 🙂 Больше денег, больше потенциала. Все понятно. Только хочу сказать, это отнюдь не гарантия успеха. Да, потенциал выше с деньгами, но все еще не значит, что с деньгами успех в бизнесе обеспечен. Вовсе нет, я уверен, никто еще не отменял грамотное обращение с ними.

7. Маркетинг

Маркетинг – это самая важная составляющая бизнеса, я не устаю это говорит. И, если вы можете грамотно его вести, то свежая энергия в вашем бизнесе будет поступать постоянно. Свежая энергия – это новые клиенты, конечно же, простите за поэзию :-).

8. Продажи

В бизнесе нужно продавать, а не ждать, когда кто-то что-то у вас купит. Я так думаю :-). Поэтому ваш отдел продаж (или продавец) – очень важное звено в вашем бизнесе. Не скупитесь обучить его. Бизнес потенциал возрастет в разы, это точно.

9. Цены

Цены на вашу продукцию должны определяться так, чтобы окупать ваш бизнес и приносить прибыль. Если это не так, то никакого бизнес потенциала нет. Поэтому стоит задуматься, не как продать дешевле конкурента, а как продавать дороже.

10. Местоположение

Конечно, не столь актуально для всех бизнесов, но для некоторых это так принципиально, что нельзя было не включить в список. Суть, думаю, понятна, объяснения не требуются. 🙂

Итак, в этой статье я рассказал о 10 основных, на мой взгляд, элементах потенциала бизнеса. Другое мнение о том, что такое бизнес и предпринимательство, читайте здесь. Также показал, как систематизировать и улучшить бизнес.

Самый простой способ наладить бизнес – систематизировать отдельные бизнес-процессы в своем бизнесе и улучшать каждый из них. Иными словами, наладить бизнес – это, в первую очередь, понять взаимодействие и влияние друг на друга разных процессов, а потом грамотно и предельно ясно организовать правила их выполнения таким образом, чтобы это привело к улучшению всего бизнеса.

Наверное, можно делать и по-другому. Может быть, в крупном бизнесе удается налаживать бизнес прямо вверху. Но для малого и микро бизнеса, уверен, нужно начинать налаживать бизнес с самых низов. Таково мое мнение. А ваше?

Спасибо, что прочли статью! Если сочли её полезной, пожалуйста, поделитесь ссылкой в соцсетях или мессенджерах:


Автор:

Игор Ивчевски

Специалист по «pre-click & inbound» маркетингу и пользовательскому SEO.
Все публикации автора

1 Комментарий

  1. Татьяна:

    Мне очень понравилось Ваше мнение. В большом бизнесе также надо начинать с низших ступеней, потому что пробуксовка на этих уровнях медленнее сказывается за счёт масштаба, но и провалы даёт гораздо ощутимее, так как времени уходит гораздо больше на все, в том числе и на выправление. Благодарю Вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *