Начало собственного бизнеса – избегайте пессимистов
21.08.2013Сколько тратить на рекламу – вечная бизнес дилемма
01.09.2013В бизнесе вопрос, «как избавиться от конкурентов», чуть ли не самый важный. Сферы без конкуренции, кажется, остались в прошлом, и быть монополистом сегодня уже вряд ли получится. И для выживания на насыщенном рынке нужно хоть в чем-то опередить конкурента.
Большинство предпринимателей думает, что избавиться от конкурентов можно «демпингом», т.е. простым снижением цен. Но так ли это? В данной статье мы постараемся ответить на этот вопрос. Вернее, выразим собственное мнение, и порассуждаем, как можно избавиться от конкурентов. А уж вам дальше решать, будете ли снижать цены или пойдете другим путем в борьбе с конкурентами.
Допустим, вы предприниматель в бизнесе по продаже определенных товаров. Исходя из ваших расходов, себестоимости товара и маржи вы определилили продажную цену товара. Вскоре конкуренты устанавливают свои цены ниже, чем у вас. У вас дилемма: снизить цену до конкурентской (или даже ниже) или нет. В принципе, у вас есть несколько вариантов:
Это основные варианты борьбы с низкими ценами конкурентов. Первый вариант – снижение цены за счет уменьшения собственной прибыли, может и пройти. Но вы же начали свой малый бизнес, чтобы получать прибыль, правильно? С чего вдруг уменьшать ее осознанно?
Второй вариант – снижение цены за счет уменьшения затрат является хорошей возможностью. И третий вариант – с дополнительным обслуживанием, тоже интересный для предпринимателя. Таким образом, немедленно отвергаете первый вариант и внимательно рассматриваете второй и третий. Возможность снизить расходы или включить дополнительную услугу всегда есть, помните!
Рассмотрим ситуацию, когда ваш конкурент снижает цены в более наглядном виде:
ВЫ | КОНКУРЕНТ | |
Себестоимость товара | 1000 | 1000 |
Затраты | 200 | 200 |
Маржа | 300 | 200 |
Цена продажи | 1500 | 1400 |
Продажи за месяц | 10 | 10 |
Всего доход | 15000 | 14000 |
Прибыль | 3000 | 2000 |
Таким образом, вы и ваш конкурент в первое время продаете одинаковое количество товара, но ваша прибыль составляет 3000 рублей, а их – 2000. Но цель ваших конкурентов – за счет снижения цены получить часть ваших продаж. Ситуация может измениться следующим образом:
ВЫ | КОНКУРЕНТ | |
Себестоимость товара | 1000 | 1000 |
Затраты | 200 | 200 |
Маржа | 300 | 200 |
Цена продажи | 1500 | 1400 |
Продажи за месяц | 8 | 12 |
Всего доход | 12000 | 16800 |
Прибыль | 2400 | 2400 |
Таким образом, у вас будет снижение прибыли на 600 рублей или около 20% , что уже не так мало. Предположим, вы тоже снизили цену до 1400 рублей и получили следующую ситуацию:
ВЫ | КОНКУРЕНТ | |
Себестоимость товара | 1000 | 1000 |
Затраты | 200 | 200 |
Маржа | 200 | 200 |
Цена продажи | 1400 | 1400 |
Продажи за месяц | 10 | 10 |
Всего доход | 14000 | 14000 |
Прибыль | 2000 | 2000 |
В этой ситуации вы удерживаете своих клиентов, продажи не упали, но прибыль все равно снизилась с 3000 до 2000 рублей или около 33,33%. Рассмотрим ситуацию, в которой вы сделали анализ затрат и сократили их на 50% с 200 до 100 рублей. Тогда у вас следующая ситуация:
ВЫ | КОНКУРЕНТ | |
Себестоимость товара | 1000 | 1000 |
Затраты | 100 | 200 |
Маржа | 300 | 200 |
Цена продажи | 1400 | 1400 |
Продажи за месяц | 10 | 10 |
Всего доход | 14000 | 14000 |
Прибыль | 3000 | 2000 |
Таким образом, вы снизили цену, но прибыль у вас осталась на уровне до снижения цены (смотрите первую таблицу). Но не останавливаемся, идем дальше. Вы ввели дополнительные услуги к товару, и разницу в прибыли, которую получили (1000 рублей), вложили в маркетинг товара с дополнительной услугой. Это принесло вам еще 5 покупателей:
ВЫ | КОНКУРЕНТ | |
Себестоимость товара | 1000 | 1000 |
Затраты | 200 | 200 |
Маржа | 200 | 200 |
Цена продажи | 1400 | 1400 |
Продажи за месяц | 15 | 5 |
Всего доход | 21000 | 7000 |
Прибыль | 3000 | 1000 |
Ваши расходы на маркетинг вновь увеличились до 200 рублей, но вы получили новых 5. Таким образом, вы увеличиваете разрыв и становитесь все ближе к тому, чтобы избавиться от конкурентов. Еще ваш продукт сейчас можно продавать дороже, чем у конкурента, ведь вы предлагаете дополнительные услуги. Допустим, вы продаете свой товар за 1500 рублей и получаете следующую ситуацию:
ВЫ | КОНКУРЕНТ | |
Себестоимость товара | 1000 | 1000 |
Затраты | 200 | 200 |
Маржа | 300 | 200 |
Цена продажи | 1500 | 1400 |
Продажи за месяц | 15 | 5 |
Всего доход | 22500 | 7000 |
Прибыль | 4500 | 1000 |
Теперь у вас есть прибыль 4500 рублей. Вы продолжаете с теми же инвестициями в маркетинг, а ваш конкурент, в панике пытаясь спастись, снижает цену до 1300 рублей. Но он не может предложить дополнительные услуги или инвестировать в маркетинг, потому что прибыль у него снижается. Вскоре, у вас будет следующая ситуация:
ВЫ | КОНКУРЕНТ | |
Себестоимость товара | 1000 | 1000 |
Затраты | 200 | 200 |
Маржа | 300 | 100 |
Цена продажи | 1500 | 1300 |
Продажи за месяц | 15 | 5 |
Всего доход | 22500 | 6500 |
Прибыль | 4500 | 500 |
Прибыль вашего конкурента продолжает падать, а ваша стабильная – 4500 рублей. С течением времени, дополнительные услуги и маркетинг приведут к вам еще 5 покупателей, которые не удовлетворены обслуживанием у конкурентов (и не удивительно, у них плохая ситуация). В итоге вы получаете следующую ситуацию:
ВЫ | КОНКУРЕНТ | |
Себестоимость товара | 1000 | 1000 |
Затраты | 200 | 200 |
Маржа | 300 | 100 |
Цена продажи | 1500 | 1300 |
Продажи за месяц | 20 | 0 |
Всего доход | 30000 | 0 |
Прибыль | 6000 | 0 |
Ваша прибыль составляет 6000 рублей, а у вашего конкурента – ноль. Вы победитель в этой игре :-).
Будьте умными и креативными – цена не является существенным и тем более единственным фактором получения конкурентных преимуществ. Тот, кто начинает рыночную борьбу снижением цены, обычно проигрывает. Используйте свои стратегии и инструменты, а не демпинг, и вы выиграете. Надеюсь, вы поняли, как избавиться от конкурентов :-). Успехов!