Предыдущие шаги руководства по открытию собственного бизнеса
Продолжаем инструкцию по составлению бизнес-плана по версии Предприниматель-Про. К настоящему времени мы создали титульный лист и опору бизнес-плана в форме «Содержания» и «Резюме» (хотя и говорилось, что резюме будем в самом конце адаптировать). Уже можно заняться фактическим процессом планирования. Сегодня заполняем раздел “О компании” в бизнес-плане.
В этом разделе необходимо определить позицию вашего нового или существующего бизнеса. Тут рассматриваются основные особенности бизнеса, которые должны проложить путь для дальнейшей разработки бизнес-плана. Этот раздел (по крайней мере, часть его) может и не понадобится, если бизнес-план служит только для внутренних целей. Но если бизнес-план служит для получения средств из финансовых учреждений/частного инвестора или участия в конкурсе, то этот пункт бизнес-плана Вы обязаны включить.
Данный раздел, как правило, включает следующие элементы:
- Краткое введение;
- Владение бизнесом;
- Организационно-правовая форма бизнеса;
- Расположение;
- Начальные затраты и необходимые инвестиции.
Раздел в бизнес плане “О компании” – краткое введение
Сразу под общим названием раздела дается краткое введение к тому, что будет дальше в данном разделе. Просто укажите следующие подзаголовки и напишите по несколько слов о каждом из них. Например, какую правовую форму вы выбрали, где в настоящее время находитесь, и сколько денег потребуется, чтобы начать бизнес.
Владение бизнесом
Владельцы могут быть физические лица и юридические лица (другие компании – предприятия).
В этом подразделе охватите следующие элементы:
- Имена владельцев бизнеса.
- Для каждого из владельцев бизнеса – краткая биография с точки зрения уровня образования и предыдущего опыта.
- Для каждого участника/владельца укажите сумму средств, участвующих в бизнесе. Это не означает, что каждый должен внести средства. Например, каждый может участвовать с оборудованием или программным обеспечением, необходимым для проведения бизнес-мероприятий. Или даже просто идеями. При участии денежными средствами укажите сумму в рублях, а в случае неденежных активов укажите тип активов и их номинальную стоимость в рублях. На данном этапе это важно – неденежные активы должны быть преобразованы в денежную сумму.
Читайте также
Организационно-правовая форма предприятия
В этом подразделе определитесь с формой организации:
- ИП (Регистрация ИП пошаговая инструкция)
- ООО (Регистрация ООО пошаговая инструкция)
- Государственная компания
- Публичное акционерное общество
- Акционерное общество
- Филиал иностранного юридического лица или другого типа.
Расположение бизнеса
Подраздел относится ко всем местам расположения бизнеса вне зависимости от того, является ли это местом продажи, приемный офис или место, откуда управляются активы бизнеса. Перечислите все места с кратким описанием функций и мероприятий, которые будут выполняться в каждом.
- Если Ваш бизнес предлагает услуги, то у вас должно быть бюро, оснащенным оборудованием для проведения обслуживания. Опишите расположение и оборудование.
- Если ваш бизнес связан с розничной торговлей, то ваше местоположение является критическим фактором. В этом случае описывают окружение вашего расположения, передвижение людей, наличие места для парковки и т.д.
- Если ваша компания занимается производством, ключевыми элементами станут производственные мощности и оборудование, транспортная инфраструктура, размещение офисов и т.д. Опишите все критические элементы, касающиеся размещения производства.
Желательно рассмотреть и написать преимущества и недостатки месторасположения. Здесь вы можете включить планы о том, как преодолеть эти недостатки в будущем. В конце концов, мы находимся в процессе планирования, и это нормально, чтобы анализировать и быть объективными о реальной слабости (см. стратегический SWOT-анализ), и в то же время, искать возможные решения для преодоления этих недостатков.
Начальные затраты и необходимые инвестиции
Это, пожалуй, самый важный подраздел раздела в бизнес плане “О компании”. Первоначальные затраты представляют собой затраты до начала вашего бизнеса, когда речь идет о стартапах, или прошлые финансовые данные в случае существующего бизнеса.
Прежде, чем начать работу, просто определите все расходы, которые у вас есть, и все необходимые ресурсы в виде денежных средств или других активов, которые должны быть доступны на начало бизнеса.
Если это бизнес-план для существующего бизнеса, то в этом разделе указываются прошлые финансовые показатели бизнеса, такие как:
- Выручка за предыдущие периоды (лучше 2-3 года, если бизнес существовал столько времени);
- Эксплуатационные расходы;
- Валовая прибыль;
- Чистая прибыль;
- Баланс за предыдущие 2-3 года.
Если это новый бизнес, этот пункт обычно включает затраты:
- Затраты на регистрацию вашего бизнеса;
- Канцелярские принадлежности;
- Начальные маркетинговые средства;
- Затраты на разработку продуктов и / или услуг;
- Нужды в наличных деньгах;
- Необходимые материалы и т.д.
К тому же, надо выяснить, когда бизнес начнет приносить деньги. В некоторых случаях это получается сразу, но во многих требуется определенный период времени. Так что стоит предвидеть и расходы на поддержание бизнеса после запуска.
Помните, мы находимся в процессе планирования, и не обязательно, чтобы все первоначальные планы стали точными и окончательными. При написании остальных элементов мы будем планировать продажи, расходы, прибыли / убытки и денежный поток. Эти анализы и прогнозы помогут нам в регулировании оценки необходимых инвестиций. Цель состоит в том, чтобы обеспечить постоянный положительный денежный поток.
Например, когда вы закончите с прогнозированием денежного потока, возможно, заметите, что в третьем и четвертом месяце он будет отрицательным. Выходит, нужны дополнительные инвестиции или изменения предполагаемых продаж. Но реально ли продать больше в процессе запуска? Таким образом, вы можете понять, что нужно будет ввести дополнительные инвестиции.
В конце небольшая рекомендация: пользуйтесь электронными таблицами в Excel, так вам будет проще вносить изменения.
Рекомендую прочитать эту статью, если вы хотите открыть свой бизнес.