Предыдущие шаги руководства по открытию собственного бизнеса
Современный бизнес-план как средство для запуска успешного бизнеса должен включать еще один элемент – риск. А оценка и управление рисками – неотъемлемая часть ведения бизнеса.
Для начала задайте себе вопрос: “Будет ли бизнес развивать свой потенциал без надлежащего анализа, оценки и управления бизнес-рисками?” На мой взгляд, ответ – нет.

Оценка и управление риском
Мы можем планировать и прогнозировать, что и каким образом будет происходить в нашем бизнесе, иногда даже очень тщательно. Но не всегда и не все в наших руках. Есть много внешних факторов, когда речь идет о предпринимательстве и бизнесе, которые оказывают влияние на реализацию запланированных действий, а также на результаты этой работы. Именно эти факторы нужно учитывать, чтобы грамотно организовать процесс управления рисками в ходе реализации бизнес плана.
Что такое риск с точки зрения оценки и управления рисками?
Риск – это возможность появления нежелательных обстоятельств и опасных последствий.
Основные характеристики риска
1. Риск частично неизвестен – он привязан к будущему. Работа предпринимателя была бы слишком проста, если бы вы могли легко предсказать риск.
2. Риск меняется с течением времени. Бизнес работает в динамичной среде, мы не можем ожидать, что риск будет стабилен и одним и тем же. Стабильность тут проявляется только в том, что по умолчанию риск всегда будет существовать.
3. Риск часто нельзя предсказать. С другой стороны, есть риски и очень даже немало, которые мы можем предсказать на основе системного подхода управления бизнес-рисками.
4. Риском можно и нужно управлять. На основе дополнительного анализа соответствующих элементов бизнес может направлять ресурсы для устранения или снижения риска в соответствующей области, где он, как ожидается, произойдет.
Управление рисками
Управление риском надо рассматривать не как статический процесс, а как интерактивный, в котором информация будет постоянно обновляться, анализироваться, и на основе этого анализа будут предприниматься действия. Вся информация и анализ должны пересматриваться регулярно.
Процесс управления рисками будет включать в себя следующие элементы:
- Определение зон риска – Где самый большой риск?
- Определение показателей риска – Каков риск?
- Отслеживание зон риска – Когда и как появляются показатели риска?
- Принятие конкретных мер по борьбе с рисками – Что мы должны делать?
- Мониторинг принятых мер – Приняли ли мы правильные меры?
- Ревизия – Какие результаты мы получили? Можно ли что-нибудь улучшить? Есть ли потребность в новых показателях?
Читайте также
Что должно быть включено в бизнес-плане?
Теперь давайте разберем, что и как мы должны включить в свой бизнес-план.
1. Определение зон риска
Зоны риска могут быть определены различными способами. Но для начала вы можете использовать следующее разделение:
- Риск с точки зрения ценности Вашего предложения (продуктов и / или услуг);
- Риск с точки зрения расходов;
- Риск с точки зрения доходов;
- Риск с точки зрения потребителей;
- Риск с точки зрения отношений с потребителями;
- Риск с точки зрения каналов сбыта;
- Риск с точки зрения некоторых ключевых ресурсов и
- Риск с точки зрения ключевых партнеров для Вашего бизнеса.
Не обязательно, что риск будет во всех областях и что он будет одинаковой интенсивностью. Зато вы на основе анализа отрасли, в которой находится ваша компания, и на основе бизнес-модели должны решить, в какой из этих областей есть риск и что нужно предпринять.
2. Определение показателей риска
Показатель риска является своего рода мерой, которая должна сказать нам о том, появился ли риск в указанных зонах риска.
Возьмем пример. Риском с точки зрения каналов сбыта может быть задержка доставки продукции в течение как минимум 3-х дней. Это уже индикатор, что что-то происходит не так, и что мы должны реагировать.
3. Отслеживание зон риска
Цель этого этапа процесса управления риском заключается в том, чтобы заблаговременно определить наличие показателя риска и предпринять действия в самой ранней фазе процесса.
Например, если доставка задерживается более чем на 3 дня, мы знаем, что риск оправдан, и мы должны переходить к следующему шагу (ждать еще 3 дня перед тем, как отреагировать, в надежде, что все наладится, будет неверным решением).
В этой части бизнес-плана для каждой зоны риска и для каждого индикатора лучше всего создать систему мониторинга путем делегирования обязанностей.
4. Действие
Как только появился риск, необходимо перейти к выполнению конкретных мероприятий, дабы уменьшить или полностью исключить влияние риска на функционирование бизнеса или выполнение бизнес-плана. Также стоит подумать над тем, как эти риски могли бы быть предотвращены в будущем.
Продолжая пример с задержкой доставки более чем на 3 дня, как возможные действия можно рассматривать следующие:
- Извинение за задержку потребителю;
- Определение конкретных причин задержки;
- Анализ причин задержки;
- Отстранение этих причин;
- Рассмотрение альтернативных каналов доставки …
В этой части бизнес-плана по каждому показателю и по каждой зоне и риска стоит попытаться стандартизировать все возможные активности. Мы не можем ожидать, что они будут окончательными. Конкретная ситуация приведет к конкретным действиям, но для быстрого реагирования достаточно иметь некоторую структуру возможных мероприятий и обязанностей.
5. Мониторинг принятых мер
Поскольку управление рисками является динамическим процессом, мониторинг обязательно должен быть его частью – чтобы убедиться в ликвидации данного вида риска в будущем. Также стоит обратить внимание на то, чтобы освобожденные ресурсы после ликвидации одного риска, были направлены на борьбу с новыми рисками.
К выше приведенному примеру, мониторинг должен ответить на следующие вопросы:
- Приняты ли извинения?
- Были ли повторные случаи просрочки после устранения причин?
- Обеспечивают ли новые каналы доставку в срок?
- …
6. Ревизия
И последний шаг, который необходимо запланировать, – кто, когда и как в вашем предприятии будет проводить аудит зон и индикаторов риска.